Почему в задержке доставки путиловской плиты обвинили американцев

«С 20-го августа прекратилась доставка в Петербург путиловской плиты, вследствие того, что произошло полное обмеление канала императора Петра Первого. Это бедствие, постигшее грузовладельцев и судовщиков, с каждым днем все более обострялось: канал все мелел и мелел и, наконец, дошло уже до того, что суда стали плавать по каналу при нагрузке всего в 10 вершков (44 см. — А. Ч.); ранее же суда спокойно поднимали груз до девяти четвертей (около 160 см. — А. Ч.)» — такую безрадостную картину рисовал «Петербургский листок» в номере от 19 сентября 1897 года.

Почему в задержке доставки путиловской плиты обвинили американцев | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Канал императора Петра Первого — это Петровский, или Староладожский. По нему в Петербург доставляли добывавшийся в деревне Путилово известняк — без него не обходилась ни одна стройка города. Им отделывали цоколи зданий, из него вырезали лестничные ступени и подоконники, им выкладывали полы. Значительное снижение допустимой осадки судов на канале больно ударило по торговцам этим материалом и грозило заморозить столичное строительство.

Купцы были в панике: «Все берега канала завалены плитой, которой, благодаря отсутствию судоходства, осталось ненагруженной более чем на 300 тысяч рублей». Наиболее упорные торговцы пробовали, несмотря ни на что, везти товар по обмелевшему каналу, но эта затея на поверку оказалась «весьма убыточной».

Суда передвигали по каналу посредством конной тяги, и если раньше шедшие по бечевнику (сухопутной дороге вдоль берега) лошади дотягивали груз до города за четыре дня, то теперь этот же путь занимал три недели, а плит при этом грузили вчетверо меньше. Соответственно, в разы увеличивались расходы на доставку стройматериала и, разумеется, его конечная цена. «Факт небывалый в строительных летописях столицы», — констатировал журналист.

Ладно цена, так ведь в Петербурге плиту было не достать даже втридорога! «Вчера мне пришлось видеть одного плитника, объехавшего дворы всех своих собратьев и просившего, чуть не со слезами на глазах, отпустить ему хотя бы кубик путиловской плиты», — такую печальную картину подсмотрел газетчик на столичных улицах.

Некоторые купцы надумали перевезти товар посуху к проходившему параллельно каналу императора Александра II (Новоладожскому), но не вышло — на этом водном пути все берега были заняты складами. Новоладожский был введен в эксплуатацию в 1866 году, и строился он как раз по причине обмеления прорытого еще при Петре I Староладожского. Однако поставщики плиты традиционно пользовались старой трассой.

Теперь же, осенью 1897 года, Министерство путей сообщения выбивалось из сил, изыскивая «средства к поднятию воды». Была задействована «водокачальная машина», которая целую неделю трудилась без передышки, но так и не смогла поднять уровень воды на необходимую отметку.

Заранее предвидеть столь катастрофическое обмеление вряд ли кто мог. «Такого упадка воды, какой замечается ныне в канале императора Петра Первого, не запомнят путиловские старожилы», — уверял наведший справки журналист.

Что же послужило причиной этой аномалии? Смекалистые местные жители сразу отмели природные причины: «всегда при убыли воды в канале убывала вода и в колодцах, а теперь нет: все колодцы полны». Путиловцы обвинили во всем... американцев! Дело в том, что предшествовавшей зимой в Шлиссельбурге прежние шлюзы заменили на новые, американской конструкции: по мнению местных жителей, негодные.

Насколько убедительна эта причина — трудно сказать, но в следующие сезоны Староладожский канал по-прежнему был в строю: к примеру, в сети можно найти фотографии начала XX века, показывающие, как по его глади беспрепятственно сплавляется лес.

Тем не менее транспортная функция обоих каналов неуклонно снижалась. Особенно их значение упало после того, как в 1905 году вступила в строй железная дорога, связавшая Петербург с Череповцом и Вологдой.

По Староладожскому каналу судоходство прекратилось в середине XX века. В 1962 году «Волго-Балт» снял его с баланса, хотя на лодках там можно ходить и сейчас. Теперь эта водная трасса в первую очередь ценна как историческое наследие. Недаром в марте прошлого года «Комплекс сооружений Староладожского канала в селе Дубно» был включен в реестр памятников федерального значения. Высказываются предложения включить канал в экскурсионные маршруты.

Что же касается Новоладожского канала, то он и поныне используется для движения судов малого и среднего водоизмещения.

#история #строительство #каналы #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6274) от 21.09.2018 под заголовком «За что путиловцы винили американцев».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.