За несколько дней до войны. История краснофлотца Николая Буфетова в двух снимках перед войной

Уже давно я собираю фотографии военного времени, которые по разным причинам оказались «лишними» в семейных и домашних архивах. Не так давно в моей коллекции оказалось два очень интересных снимка, связанных с одним и тем же персонажем — краснофлотцем Николаем Буфетовым. И самое главное: они сделаны буквально за несколько дней до начала Великой Отечественной войны.

За несколько дней до войны. История краснофлотца Николая Буфетова в двух снимках перед войной | Краснофлотцы Николай Буфетов и Николай Ягодницин в Петергофе. Снимок сделан за неделю до начала Великой Отечественной войны./Из архива автора

Краснофлотцы Николай Буфетов и Николай Ягодницин в Петергофе. Снимок сделан за неделю до начала Великой Отечественной войны./Из архива автора

Первый из них датирован 15 июня 1941 года: фотограф запечатлел двух моряков в Петергофе на фоне фонтана «Адам», что находится на Марлинской аллее. Солнечный день, улыбающиеся лица… Надпись на обороте гласит: «На память другу по службе Коле Буфетову от Коли Ягодницина. 1‑й год службы»…

Второе фото было сделано 20 июня 1941 года. Свою фотокарточку подарил Николаю Буфетову в Кронштадте краснофлотец Петр Знаменский, подписав ее популярным у моряков образом: «альбатросу — скитальцу морей». Эта фраза стала особенно популярна после фильма «Мы из Кронштадта», вышедшего на экраны в 1936 году. В киноленте белый офицер спрашивал, обращаясь к одному из пленных красных моряков: «Ты кто?». На что получил дерзкий ответ: «Альбатрос, скиталец морей…».

Моряк в форме.jpg
Краснофлотец Петр Знаменский — будущий участник Шлиссельбургского десанта. Фото 20 июня 1941 года./Из архива автора

«Вспомни скитания во флотах» — так Знаменский закончил свое обращение, адресованное Буфетову. Конечно, никто из тех, кто был изображен за этих снимках, даже не мог предполагать, как изменится их жизнь и вся страна спустя всего несколько дней…

Петр Знаменский погиб в конце ноября 1941 года, участвуя в героическом Шлиссельбургском десанте, действия которого должны были способствовать прорыву блокады. Николай Ягодницин служил электриком-прожектористом в одной из частей Балтийского флота, в 1943 году был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Больше никаких сведений о нем узнать пока не удалось.

Что же касается Николая Буфетова, то он всю войну «скитался по флотам». С 1941 года воевал в составе 1‑й отдельной морской бригады, прошел с ней от Нарвы, Копорья и Кингисеппа до Ленинграда. Был дважды ранен. Пос­ле госпиталя попал на фронт под Тихвин, где снова получил ранение. В январе 1942‑го вернулся в строй. Был переведен на Черноморский флот — на сторожевой корабль «Шторм».

1 мая 1943 года «Шторм», совместно с эсминцем «Железняков», обстрелял немецкий аэродром в Анапе. Враг огрызнулся ответным огнем, на корабле случился пожар, и Николай Буфетов участвовал в спасении судна. За этот боевой эпизод он был награжден медалью «За отвагу». В марте 1944 года его перевели на Северный флот, он служил на крейсере «Мурманск», в 1945‑м был награжден орденом Красной Звезды.

Читайте также:

Тайны подземного Петербурга: кто покоится под «фундаментами» города?

На службе двух армий. Биография Николая Струйского похожа на приключенческий роман


#история #Николай Буфетов #краснофлотец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (7969) от 13.08.2025 под заголовком «Два фото краснофлотцев».


Комментарии