За дымовой завесой: это столкновение закончилось победой Ладожской военной флотилии
Едва ли не самая известная страница истории Ладожской военной флотилии — сражение у острова Сухо 22 октября 1942 года, в ходе которого была сорвана попытка врага перерезать Дорогу жизни. Теперь эта дата входит в памятный календарь нашего города. Однако всего тремя неделями ранее случился еще один важный боевой эпизод, который известен куда меньше.
ФОТО Sergei A on Unsplash
В ночь на 1 октября 1942 года Ладожская военная флотилия столкнулась в первом морском бою с немецкими вооруженными паромами конструкции Фрица Зибеля (немцы специально привезли их на Ладогу для уничтожения Дороги жизни). Они представляли собой катамараны из двух понтонов, соединенных широким помостом. На середине помоста, между понтонами, стояла рубка, над которой возвышался дальномер. По углам помоста, за щитами из противоосколочной брони, были установлены орудия и стеллажи для боеприпаса.
В ту ночь канонерская лодка «Нора» сопровождала буксир «Орел» с баржей № 4093 из Новой Ладоги в Морье. Второй караван состоял из посыльного судна «Связист» и буксира «Гидротехник». Трассу Дороги жизни в этом районе охранял катер — малый охотник «МО-262».
— Именно тогда немецкая флотилия, состоявшая из паромов Зибеля, почти в полном составе вышла на наш конвой на большой трассе Дороги жизни. Единственный раз за всю кампанию! По соотношению сил и по возможному ущербу, который немцы могли нанести Дороге жизни, это столкновение вполне может сравниться с боем у острова Сухо, — говорит исследователь Дмитрий Литвинов.
К счастью, у немцев в этот раз быстро сдали нервы, и они ретировались, не успев причинить никакого урона нашим кораблям. Хотя преимущество врага в огневой мощи было подавляющим: двадцать одно 88‑мм орудие на семи тяжелых паромах против четырех 75‑мм пушек «Норы». «Связист» и малый охотник имели только легкие 45‑мм пушки. Потеря двух из всего пяти имевшихся на Ладоге озерных буксиров серьезно осложнила бы работу водной трассы.
Подробности тех событий известны, в частности, из дневника командира 1‑го дивизиона канонерских лодок Ладожской флотилии капитана 1‑го ранга Николая Озаровского: «В 1 час 36 минут дозорный сторожевой катер обнаружил в открытом озере к северу от Большой трассы неприятельский отряд из 17 единиц. Катер немедленно дал об этом радио по флотилии и, держась на пределе видимости, пошел за неприятелем, чтобы не терять с ним контакта. Конвой под эскортом канонерской лодки «Нора» и отряд противника шли сходящимися курсами. Боевое столкновение было неминуемо».
Командир «Норы» капитан 3‑го ранга Павел Турыгин, обнаружив неприятельский отряд по шуму моторов, приказал сыграть боевую тревогу, чтобы прикрыть конвой. Вскоре на «Норе» различили несколько силуэтов неприятельских судов, в том числе более крупные, чем катера. Турыгин приказал открыть огонь и одновременно начать постановку дымовой завесы, прикрывавшей конвой.
Командир дозорного малого охотника «МО-262», видя, что завязался бой, также открыл огонь по противнику. Стрелял и «Связист», пользуясь «окнами» в дымах, которые ставила «Нора». Вражеский отряд оказался под огнем сразу с трех направлений. Как отмечает Озаровский, неприятельский флагман «увидел свой гораздо более многочисленный и мощный по вооружению отряд попавшим в тактическое окружение… и почел за благо поспешно удалиться».
— Несколько лет назад я нашел в финском архиве, в рапортах командиров флотилии Зибеля, подтверждение с немецкой стороны. Все именно так, как написал Озаровский, — поясняет Литвинов. — Согласно отчету противника, командиру немецкой флотилии показалось, что его окружают как минимум 13 советских кораблей, и он отдал приказ развернуться на 180 градусов и выйти из боя. Что же касается двух советских караванов, то утром они благополучно прибыли в бухту Морье.
Как отмечал Николай Озаровский, боевое столкновение еще раз подтвердило: если до этого на Ладоге со стороны врага действовала, главным образом, только авиация, то теперь в дополнение к ней появился отряд кораблей. В его состав, кроме паромов Зибеля, входили итальянские торпедные катера. Впрочем, после сражения за остров Сухо, когда благодаря героическому сопротивлению советских бойцов противнику не удалось достичь успеха, его «ладожская флотилия» была отведена в порты базирования и расформирована. Сражение за Ладогу нацистская Германия проиграла.
Читайте также:
Нарвско-Красносельские маневры 1890 года: визит Вильгельма II и показательные учения
Возрождённая святыня: история церкви Иоанна Предтечи на Малышевой горе
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (8032) от 11.11.2025 под заголовком «За дымовой завесой».





Комментарии