«За что?» Как появился знаменитый офорт
Рисунок Александра Харшака «За что?», известный также под названием «Раненый ребенок», давно уже стал одним из самых ярких художественных символов блокады. Репродукция этого действительно очень драматического и трогательного изображения является непременной частью многих музейных экспозиций.
Фото Елены Эварт, запечатлевшее раненого Геню Микулинаса, — менее известное, чем снимок Георгия Коновалова. Есть и ряд отличий: другое выражение лица главного героя, несколько иначе построен кадр./Репродукция. ФОТО автора
Имя ребенка, изображенного на рисунке, известно. Это Геня Микулинас, он пострадал при артобстреле Колпина. Документы умалчивают о том, где художник Александр Харшак сделал карандашный набросок раненого мальчика. С 14 декабря 1942 года по 19 июня 1943 года, согласно сохранившейся истории болезни, Микулинас находился в городской детской больнице имени Раухфуса. До этого — в больнице города Колпино.
Неизвестно, побывал ли Александр Харшак в одной из этих больниц, делал ли он свой рисунок с натуры или с фотографии. А снимков появилось несколько, и с ними связана отдельная история.
Первым из военных корреспондентов Геню Микулинаса в колпинской больнице запечатлел Виктор Фромзель (после войны — известный ленинградский архитектор). Его снимок был опубликован в газете 55‑й армии «Боевая красноармейская» 2 октября 1942 года. Эта «дивизионка» издавалась в прифронтовом селе Рыбацкое, редакция находилась в здании местной средней школы на берегу Невы (после войны — школа № 333).
К сожалению, воспроизвести эту фотографию нет никакой возможности, поскольку газетное качество иллюстраций в то время было очень слабое, а оригинал найти не удалось. В подписи к снимку сообщалось:
визитной карточкой художника
Александра Харшака
Репродукция. ФОТО автора
«Маленький Геня Микулинас мирно спал в своей кроватке, когда в дом ударил немецкий снаряд. Мать и бабушка Гени были убиты, сестра ранена, сам мальчик тяжело ранен в руку и голову».
Вслед на Фромзелем в колпинской больнице побывала фотокорреспондент газеты 42‑й армии «Удар по врагу» талантливый фотохудожник Елена Эварт. Но ее снимок по каким‑то причинам в газете опубликован не был. В том, что он существовал, сомнений нет, поскольку спустя много лет, в конце 1970‑х годов, он был представлен на персональной фотовыставке Елены Эварт, проходившей в Гатчине…
20 октября 1942 года в газете «Ленинградская правда» за подписью фотокорреспондента Ленинградского отделения фотохроники ТАСС Георгия Коновалова был опубликован снимок, почти идентичный тому, что сделала Эварт. Можно предположить, что она по каким‑то причинам передавала Коновалову часть своего материала: фото похожие, но не те же самые. Кстати, в 1944 – 1947 годах Елена Эварт была фотокорреспондентом в ЛенТАСС — именно там работал Коновалов.
Еще чуть позже, 8 декабря 1942 года, в газете «Удар по врагу» был опубликован рисунок Александра Харшака, запечатлевший Геню Микулинаса словно скопированного с той известной фотографии. Он был помещен в рубрике «Мсти, боец!». Под ним были опубликованы стихотворные строки: «…Напрасно мальчик маму ждет! // Но взгляд его в мольбе застыл… // Боец! Ты гадам отомстил?».
В 1943 году рисунок Александра Харшака попал на выставку, представлявшую художников-фронтовиков, тогда же изображение повторили на почтовой открытке. После войны на основе рисунка «За что?» Харшак создал свой знаменитый офорт «Раненый ребенок».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 49 (7625) от 19.03.2024 под заголовком ««За что?»».
Комментарии