«За что?» Как появился знаменитый офорт

Рисунок Александра Харшака «За что?», известный также под названием «Раненый ребенок», давно уже стал одним из самых ярких художественных символов блокады. Репродукция этого действительно очень драматического и трогательного изображения является непременной частью многих музейных экспозиций.

«За что?» Как появился знаменитый офорт | Фото Елены Эварт, запечатлевшее раненого Геню Микулинаса, — менее известное, чем снимок Георгия Коновалова. Есть и ряд отличий: другое выражение лица главного героя, несколько иначе построен кадр./Репродукция. ФОТО автора

Фото Елены Эварт, запечатлевшее раненого Геню Микулинаса, — менее известное, чем снимок Георгия Коновалова. Есть и ряд отличий: другое выражение лица главного героя, несколько иначе построен кадр./Репродукция. ФОТО автора

Имя ребенка, изображенного на рисунке, известно. Это Геня Микулинас, он пострадал при артобстреле Колпина. Документы умалчивают о том, где художник Александр Харшак сделал карандашный набросок раненого мальчика. С 14 декабря 1942 года по 19 июня 1943 года, согласно сохранившейся истории болезни, Микулинас находился в городской детской больнице имени Раухфуса. До этого — в больнице города Колпино.


Офорт.jpg     Неизвестно, побывал ли Александр Харшак в одной из этих больниц, делал ли он свой рисунок с натуры или с фотографии. А снимков появилось несколько, и с ними связана отдельная история.

Первым из военных корреспондентов Геню Микулинаса в колпинской больнице запечатлел Виктор Фромзель (после войны — известный ленинградский архитектор). Его снимок был опубликован в газете 55‑й армии «Боевая красноармейская» 2 октября 1942 года. Эта «дивизионка» издавалась в прифронтовом селе Рыбацкое, редакция находилась в здании местной средней школы на берегу Невы (после войны — школа № 333).

К сожалению, воспроизвести эту фотографию нет никакой возможности, поскольку газетное качество иллюстраций в то время было очень слабое, а оригинал найти не удалось. В подписи к снимку сообщалось:

Офорт «Раненый ребенок» стал
визитной карточкой художника
Александра Харшака
Репродукция. ФОТО автора

«Маленький Геня Микулинас мирно спал в своей кроватке, когда в дом ударил немецкий снаряд. Мать и бабушка Гени были убиты, сестра ранена, сам мальчик тяжело ранен в руку и голову».

Вслед на Фромзелем в колпинской больнице побывала фотокорреспондент газеты 42‑й армии «Удар по врагу» талантливый фотохудожник Елена Эварт. Но ее снимок по каким‑то причинам в газете ­опубликован не был. В том, что он существовал, сомнений нет, поскольку спустя много лет, в конце 1970‑х годов, он был представлен на персональной фотовыставке Елены Эварт, проходившей в Гатчине…

20 октября 1942 года в газете «Ленинградская правда» за подписью фотокорреспондента Ленинградского отделения фотохроники ТАСС Георгия Коновалова был ­опубликован снимок, почти идентичный тому, что сделала Эварт. Можно предположить, что она по каким‑то причинам передавала Коновалову часть своего материала: фото похожие, но не те же самые. Кстати, в 1944 – 1947 годах Елена Эварт была фотокоррес­пондентом в ЛенТАСС — именно там работал Коновалов.

Еще чуть позже, 8 декабря 1942 года, в газете «Удар по врагу» был опубликован рисунок Александра Харшака, запечатлевший Геню Микулинаса словно скопированного с той известной фотографии. Он был помещен в рубрике «Мсти, боец!». Под ним были опубликованы стихотворные строки: «…Напрасно мальчик маму ждет! // Но взгляд его в мольбе застыл… // Боец! Ты гадам отомстил?».

В 1943 году рисунок Александра Харшака попал на выставку, представлявшую художников-фронтовиков, тогда же изображение повторили на почтовой открытке. После войны на основе рисунка «За что?» Харшак создал свой знаменитый офорт «Раненый ребенок».


#блокада #художник #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 49 (7625) от 19.03.2024 под заголовком ««За что?»».


Комментарии