«Юнкерс» из сорок первого

Уже больше четверти века на Невском пятачке трудятся поисковики. А сколько здесь было копано до этого так называемыми черными следопытами! И все равно земля продолжает преподносить сюрпризы. Нынешним летом поисковики из отряда «Суворов», базирующегося в городе Коломне под Москвой, приблизились к разгадке многолетней истории с немецким самолетом, сбитым над Невским пятачком.

«Юнкерс» из сорок первого |

– В первый раз этот самолет копали еще двадцать лет назад, – рассказал руководитель питерского филиала отряда «Суворов» Виктор Соболев. – Тогда большую часть найденного – стойку шасси, фрагменты крыльев, заднее оперение – подняли из земли. Куда все это делось – неизвестно. Времена были, сами помните, лихие, и многие находки просто сдавали в цветной металл.

По словам поисковиков, еще тогда среди обломков самолета нашли знак стрелка-радиста – парящий кондор, в лапах которого расходящиеся в разные стороны молнии. Кроме того, нашли серебряный портсигар и серебряные часы. Все эти предметы тоже разошлись по рукам – ни в одном музее они не объявились.

– Что это был за самолет, при каких обстоятельствах он был сбит над пятачком – не было известно. Теперь место, где тогда его копали, нам показали бывалые поисковики, – продолжает Соболев.

«Суворовцы» начали обследование территории и уже к вечеру первого дня нашли замок от парашюта. А дальше уже дело поисковой техники... Выставили вешки вокруг находки и начали тотальное вскапывание грунта – квадрат за квадратом. Перебирали землю практически вручную, чтобы не пропустить даже мельчайшей детали. Наткнулись на останки двух летчиков, рядом обнаружили их личные жетоны.

– Казалось бы, что проще: есть смертные медальоны с выбитыми на них личными номерами – значит можно по германским архивам установить имена пилотов, – продолжает Виктор Соболев. – Загвоздка в том, что значительная часть документов люфтваффе в 1945 году досталась американцам, была ими вывезена из Германии, поэтому немцы сегодня не обладают полной информацией по погибшим летчикам. И установить имена пилотов по жетонам не удалось.

Но «суворовцам» повезло: в ходе поиска они нашли главную шильду самолета – жестяную техническую табличку с номером двигателя. Он и стал ключом к разгадке. Практически сразу же удалось выяснить, что речь идет о «Юнкерсе-88» из 77-й бомбардировочной эскадрильи, базировавшейся в городе Дно Псковской области. Его экипаж, четыре человека, пропал без вести 7 сентября 1941 года – не вернулся с боевого задания. Имена летчиков известны. Последние сеансы радиосвязи с аэродромом проходили над городом Пушкином.

– Что произошло с самолетом дальше, помогает понять уже наша оперативная сводка за 7 сентября. У Невской Дубровки летчики истребительной авиации 194-го истребительного авиаполка младший лейтенант Ионов и лейтенант Беликов на И-153 залпом реактивных снарядов сбили «Юнкерс-88». Это был единственный самолет такой модели, сбитый в тот день на всем протяжении фронта под Ленинградом.

Стоит подчеркнуть мастерство наших летчиков: самолеты И-153, или «Чайки», к началу Великой Отечественной войны устарели, им было трудно соперничать с более скоростным «Юнкерсом-88». Тем не менее и на них можно было бить врага...

Самое главное – все это произошло за две недели до того, как начались бои за Невский пятачок! Тогда и стало понятно, почему остатки самолета лежали между двумя траншеями. Когда начались бои на плацдарме, окопы и ходы сообщения обходили его стороной...

Мы идем с Виктором Соболевым по Невскому пятачку к месту падения «Юнкерса». От Интернациональной аллеи памяти и славы до раскопа – всего несколько десятков метров... Перекопанная земля, две маленькие кучки «военного железа».

– Это все, что удалось найти, – говорит поисковик. – Только мелкие фрагменты корпуса и обшивки...

Впрочем, в истории со сбитым «Юнкерсом» не все до сих пор ясно. Почему до 19 сентября 1941 года, когда сюда высадился наш десант и началась кровопролитная битва, немцы так и не забрали своих погибших летчиков? Кроме того, непонятно, где останки еще двух пилотов, ведь экипаж состоял из четырех человек. Можно только догадываться: они могли выпрыгнуть из самолета и быть подстреленными в воздухе...

Что же касается останков летчиков, то они будут переданы Народному союзу Германии для захоронения на немецком воинском кладбище в Сологубовке в Кировском районе.

– К останкам врагов мы относимся спокойно, без пренебрежения, – говорит Соболев. – Да, это противник, но он повержен, а глумиться и насмехаться над поверженным врагом недостойно победителей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (5767) от 17.08.2016.


Комментарии