«Юнкерс» из сорок первого

Уже больше четверти века на Невском пятачке трудятся поисковики. А сколько здесь было копано до этого так называемыми черными следопытами! И все равно земля продолжает преподносить сюрпризы. Нынешним летом поисковики из отряда «Суворов», базирующегося в городе Коломне под Москвой, приблизились к разгадке многолетней истории с немецким самолетом, сбитым над Невским пятачком.

«Юнкерс» из сорок первого |

– В первый раз этот самолет копали еще двадцать лет назад, – рассказал руководитель питерского филиала отряда «Суворов» Виктор Соболев. – Тогда большую часть найденного – стойку шасси, фрагменты крыльев, заднее оперение – подняли из земли. Куда все это делось – неизвестно. Времена были, сами помните, лихие, и многие находки просто сдавали в цветной металл.

По словам поисковиков, еще тогда среди обломков самолета нашли знак стрелка-радиста – парящий кондор, в лапах которого расходящиеся в разные стороны молнии. Кроме того, нашли серебряный портсигар и серебряные часы. Все эти предметы тоже разошлись по рукам – ни в одном музее они не объявились.

– Что это был за самолет, при каких обстоятельствах он был сбит над пятачком – не было известно. Теперь место, где тогда его копали, нам показали бывалые поисковики, – продолжает Соболев.

«Суворовцы» начали обследование территории и уже к вечеру первого дня нашли замок от парашюта. А дальше уже дело поисковой техники... Выставили вешки вокруг находки и начали тотальное вскапывание грунта – квадрат за квадратом. Перебирали землю практически вручную, чтобы не пропустить даже мельчайшей детали. Наткнулись на останки двух летчиков, рядом обнаружили их личные жетоны.

– Казалось бы, что проще: есть смертные медальоны с выбитыми на них личными номерами – значит можно по германским архивам установить имена пилотов, – продолжает Виктор Соболев. – Загвоздка в том, что значительная часть документов люфтваффе в 1945 году досталась американцам, была ими вывезена из Германии, поэтому немцы сегодня не обладают полной информацией по погибшим летчикам. И установить имена пилотов по жетонам не удалось.

Но «суворовцам» повезло: в ходе поиска они нашли главную шильду самолета – жестяную техническую табличку с номером двигателя. Он и стал ключом к разгадке. Практически сразу же удалось выяснить, что речь идет о «Юнкерсе-88» из 77-й бомбардировочной эскадрильи, базировавшейся в городе Дно Псковской области. Его экипаж, четыре человека, пропал без вести 7 сентября 1941 года – не вернулся с боевого задания. Имена летчиков известны. Последние сеансы радиосвязи с аэродромом проходили над городом Пушкином.

– Что произошло с самолетом дальше, помогает понять уже наша оперативная сводка за 7 сентября. У Невской Дубровки летчики истребительной авиации 194-го истребительного авиаполка младший лейтенант Ионов и лейтенант Беликов на И-153 залпом реактивных снарядов сбили «Юнкерс-88». Это был единственный самолет такой модели, сбитый в тот день на всем протяжении фронта под Ленинградом.

Стоит подчеркнуть мастерство наших летчиков: самолеты И-153, или «Чайки», к началу Великой Отечественной войны устарели, им было трудно соперничать с более скоростным «Юнкерсом-88». Тем не менее и на них можно было бить врага...

Самое главное – все это произошло за две недели до того, как начались бои за Невский пятачок! Тогда и стало понятно, почему остатки самолета лежали между двумя траншеями. Когда начались бои на плацдарме, окопы и ходы сообщения обходили его стороной...

Мы идем с Виктором Соболевым по Невскому пятачку к месту падения «Юнкерса». От Интернациональной аллеи памяти и славы до раскопа – всего несколько десятков метров... Перекопанная земля, две маленькие кучки «военного железа».

– Это все, что удалось найти, – говорит поисковик. – Только мелкие фрагменты корпуса и обшивки...

Впрочем, в истории со сбитым «Юнкерсом» не все до сих пор ясно. Почему до 19 сентября 1941 года, когда сюда высадился наш десант и началась кровопролитная битва, немцы так и не забрали своих погибших летчиков? Кроме того, непонятно, где останки еще двух пилотов, ведь экипаж состоял из четырех человек. Можно только догадываться: они могли выпрыгнуть из самолета и быть подстреленными в воздухе...

Что же касается останков летчиков, то они будут переданы Народному союзу Германии для захоронения на немецком воинском кладбище в Сологубовке в Кировском районе.

– К останкам врагов мы относимся спокойно, без пренебрежения, – говорит Соболев. – Да, это противник, но он повержен, а глумиться и насмехаться над поверженным врагом недостойно победителей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (5767) от 17.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...