Ёлочные традиции: как создавалось волшебство праздника?
«В лесу родилась елочка, в лесу она росла…» Весь последующий процесс, который описала в своем стихотворении поэтесса Раиса Адамовна Кудашева, мы с детства знаем наизусть. Вот только не многим известно, что раньше у этой песенки был еще и припев: «Веселей и дружней пойте, деточки! // Склонит елка скорей свои веточки. // Выбирайте себе, что понравится… // Ах, спасибо тебе, ель-красавица!..».
На рисунке из журнала «Нива» — продажа елок у Публичной библиотеки, начало ХХ века./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Об украшении елки заботились заранее. Вся семья собиралась за круглым столом, и начиналась работа: из цветной бумаги клеили цепи, вырезали флажки, красили золотой краской орехи. А сколько пожеланий и предложений высказывалось при рассматривании всевозможных иллюстрированных прейскурантов рождественских подарков и игрушек! По ним можно было выбрать и заказать набор елочных украшений практически на любой вкус.
В дорогих наборах обязательно присутствовала фигурка Елочного Деда. Так его называли до 1882 года. А после премьеры оперы Николая Римского-Корсакова по пьесе Александра Островского «Снегурочка» он стал Дедом Морозом…
В богатых аристократических домах хорошим вкусом считалось оформить елку в бело-серебристых тонах, шары и мишура должны были напоминать о зиме с белым снегопадом и блестящим льдом. Состоятельное купечество предпочитало пышность. Елку украшали не только игрушками и мишурой, но и разноцветными лентами, и даже ювелирными изделиями — жемчужными ожерельями, золотыми браслетами, кольцами с драгоценными камнями. Кстати, «ряжеными елками» острословы называли не в меру ярко разодетых купчих и их дочек.
Первоначально елочные украшения купцы привозили из Германии. Великолепные шары из тонкого стекла, красивые куклы, фигурки животных стоили дорого и были по карману только весьма состоятельным людям. Со временем елочные игрушки стали делать и в России. В 1849 году в Клинском уезде, в имении правнука сподвижника Петра I князя Александра Меншикова, был открыт завод по производству стеклянной посуды. Некоторые из заводских рабочих, освоив профессию стеклодува, потом объединялись в маленькие кустарные артели и первыми начали делать бусы и стеклянные елочные украшения. К концу XIX века русские елочные игрушки уже не уступали заграничным.
Кроме игрушек на елку обязательно вешали съедобные украшения. Художник Мстислав Добужинский вспоминал: «Румяные яблочки, мятные и вяземские пряники подвешивали на нитках, а в бонбоньерках — шоколадные пуговки, обсыпанные розовыми и белыми сахарными крупинками, — до чего все это было вкусно именно на рождественской елке!». Каждый ребенок снимал самое привлекательное с его точки зрения елочное угощение — как раз об этом напоминают строчки из стихотворения про елочку: «Выбирайте себе, что понравится!».
Накануне праздника елка была уже украшена полностью. Двери гостиной на время от детей закрывали. На елке зажигали свечи, под нижние ветки укладывали подарки. Обычно это были фрукты, сладости, детские книжки с картинками, игрушки. И вот наступал торжественный момент — двери распахивались. Малышей ждал сюрприз — сияющая ель-красавица!..
В праздничные дни полагалось делать визиты — начальству, знакомым, друзьям. Визиты можно было заменить отправкой поздравительной открытки. Также в рождественские дни неукоснительно соблюдался обычай посылать подарки в сиротские дома, приюты, больницы.
Читайте также:
Торговый треугольник: Ямской рынок стал образцом классического стиля с колонным перистилем
С перерывом на тревогу: городские кинотеатры не работали с января по март 1942 года
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (7817) от 20.12.2024 под заголовком «Елка с угощением».
Комментарии