Январский ураган

«Мне пришлось третьего дня вечером проезжать по набережной Фонтанки невдалеке от устья ее. Уж можно сказать, выдался вечерок! Порывистый ветер, гудевший в телефонные проволоки, пушечные выстрелы, каналы, наполненные до края и вот-вот готовые расплескать по окрестным местам свои воды, - одним словом, так сказать, «антураж» заставлял ждать чего-то грозного и страшного». Так «Петербургский листок» в последних числах января 1903 года начинал серию репортажей о достаточно редком для нашего города наводнении в самый разгар зимы.

Январский ураган | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Действительно, чаще всего подобные стихийные бедствия у нас случались и случаются не только осенью, но еще и в самом начале зимы - в связи с частыми в это время сильными ветрами. Подсчитано, что за три века петербургской истории 80% высоких подъемов уровня воды в Неве приходилось на сентябрь - декабрь. Однако на излете января 1903 года стихия «не послушалась» такой статистики.

Сильный порывистый январский ветер сумел натворить немало бед. Низкие берега острова Котлин были залиты водой, ветром снесло много заборов и крыш с «лачужек загородных обывателей», разметало по льду шалаши рыбаков около Толбухина маяка и порвало много рыболовных снастей. В других районах также в первую очередь страдали деревянные конструкции - сараи, заборы, «домики с мезонином».

Тот январский ураган мог привести не только к материальным потерям, но и к человеческим жертвам. Особую опасность представляли слабо закрепленные конструкции - вывески, козырьки, листы кровельного железа. Так, на одном из домов на Лиговской улице (ныне проспект) оторвало вывеску булочной - к счастью, без последствий для прохожих.

Более серьезные последствия урагана можно было наблюдать у Полицейского моста, где сильным порывом ветра была сорвана тяжелая железная вывеска с винного погреба «Фейк и Кo», украшавшая дом Голландской реформатской церкви. При падении она «причинила ушибы» проходившим по тротуару двум молодым крестьянкам, а также нестроевому рядовому лейб-гвардии Павловского полка. Пострадавших немедленно отправили в госпиталь Дворцового ведомства...

«Можно предполагать, что яростным порывам вихря удалось расшатать и поколебать кое-где трубы, карнизы, фризы домов и т. п. Желательно было бы, чтобы городские техники и домовые администрации освидетельствовали на всякий случай состояние других вывесок, крыш и украшений зданий, так как такой ураган не мог пройти бесследно», - призывал репортер «Петербургского листка».

Ураган сопровождался подъемом воды почти до 180 см выше ординара. Могло быть и хуже, но воду сдержал толстый слой снега, который повысил берега. «Сама природа, таким образом, высказалась за один из тех многочисленных способов, которые давно уже предлагались и предлагаются для спасения города от затопления», - констатировал журналист. Идея проста: искусственно поднять материк, на котором находится город. Приводился пример Чикаго, который «по отношению к водной стихии находился, пожалуй, в еще худших условиях, чем Петербург. Однако нашли же там возможным, чтобы избавиться от наводнений, поднять уровень местности, на которой расположен город, с трех метров до пяти метров».

Журналисты «Петербургского листка» со страниц газеты взывали к властям: «Долго ли, однако, мы еще будем надеяться на милость стихии? Ведь получается впечатление такое, точно все уже так привыкли к наводнениям, что меры против них признаются излишними... Правда, у нас очень много любителей старины, которые при разговорах об уничтожении того или иного закоренелого недостатка в городе начинают ссылаться на необходимость поддержания традиционных особенностей Петербурга. Наводнение - тоже традиционная особенность. Так что же, грех пытаться их предотвратить?»

#наводнения #ураганы

Комментарии