Взрывная история

Как известно, Кронштадт всегда был прежде всего крепостью. А крепость – это пушки, ядра, снаряды, порох и прочие взрывчатые вещества, которые артиллеристы называют просто «ВВ», а все вместе – боеприпасы. Их хранение и снаряжение связаны с определенной опасностью взрыва. И они периодически случались. Причем такой силы, что и люди гибли, и город в буквальном смысле встряхивало.

Взрывная история |

Один из первых взрывов произошел в Кронштадте незадолго до начала Крымской войны. В семь часов утра 2 апреля 1854 года взлетела на воздух артиллерийская лаборатория, где производилась «выделка взрывчатых веществ». Точное количество погибших в документах не указывается: «...из наряженных на работу погибли все, кроме небольшого числа людей, которые еще не успели дойти до лаборатории. Строение разрушено совершенно и смежные две лабораторные постройки несколько повреждены, но никакого пожара взрывом не произведено». Причины взрыва выясняла специальная комиссия, но «за неотысканием виноватых лиц» дело закрыли.

Следующее происшествие с большим числом жертв случилось 30 ноября 1898 года в форту «Константин». В этот день группа нижних чинов под наблюдением четырех офицеров «производила снаряжение гранат для 11-дм орудий». Взорвалась одна из гранат. Девять человек погибли на месте, причем тела их, по описанию очевидцев, были страшно изуродованы; семь получили серьезные ранения, в том числе штабс-капитан Корольков, которого бросило в окно с такой силой, что он вышиб толстую оконную раму. Почему взорвалась граната, так и осталось невыясненным. Погибших похоронили на Кронштадтском кладбище, на их могиле позднее установили памятник.

После революции порядка в крепости стало меньше, и взрывы участились. Первый из них прозвучал в июне 1919 года в форту «Император Павел I», служившем складом мин заграждения. Подойти к форту для тушения пожара было невозможно, поскольку мины «рвались по одной и по несколько штук». Из-за сильного западного ветра пожар распространялся очень быстро, ночью огонь добрался до склада тротила, после чего раздался последний очень большой силы взрыв, разрушивший часть форта.

По словам главного минера В. Г. Озерова, «отношение караула к своим обязанностям было всегда ниже всякой критики, о чем много доносилось по начальству, но видимых результатов не приносило». Комиссия не нашла причин взрыва и в этом случае, но не исключила «злого умысла». И это вполне возможно, так как взрывы на «Павле» некоторые историки считают сигналом к началу восстания в форту «Красная Горка». Восстание началось, но подавлено было очень быстро.

Для наведения порядка с хранением боеприпасов командование флотом создало Особую техническую комиссию «для наблюдения за безопасностью хранения порохов, взрывчатых веществ и других опасных веществ на судах военного флота, в портах и складах и других местах хранения». Однако вскоре стало понятно, что работа этой комиссии особых успехов не имела. Вечером 19 июля 1923 года на многострадальном «Императоре Павле I» произошел случай, который можно было бы назвать курьезным, если бы он не имел трагических последствий. Охраны в форту почему-то не было: видимо, считали, что хранившиеся там мины бракованные и бояться их не стоит.

Девять морячков линкора «Парижская коммуна» во главе с котельным механиком с разрешения старпома отправились на шлюпке в форт искупаться. Там они обнаружили большое количество мин заграждения и так называемые японские грелки. К сожалению, в архиве пока не удалось найти их точного описания. Известно, что, ими в годы Первой мировой обогревались в окопах. Военморы стали зажигать эти грелки, потом кто-то увидел в одной из найденных мин «что-то желтое». Разгорелся спор: «динамид» это или ржавчина. Возможно, чтобы выяснить это, бросили в мину горящей грелкой. Столб дыма и огня испугал морячков, они бросились к шлюпке и поплыли на свой корабль.

Дым на «Павле» увидели с крейсера «Аврора», который был тогда учебным кораблем, и послали шлюпку, чтобы догнать убегавших с «Павла» военморов. А восемь добровольцев отправились в форт тушить мину. Увы, печально: мина взорвалась, трое погибли на месте, один умер утром в госпитале. Между тем этот взрыв вызвал детонацию мин. Особенно сильных взрывов, по данным вахтенного журнала «Авроры», было три. Четвертый, «страшной силы», – от него были выбиты стекла в ходовой рубке крейсера.

В итоге незадачливых военморов «Парижской коммуны» приговорили к различным срокам заключения, а форт «Павел» перестал существовать. Ныне на небольшом островке высится только фрагмент одной полубашни...

Взрывы периодически случались и позже, хотя порядка стало больше. 9 сентября 1932 года жителей Кронштадта разбудил взрыв в форту «Император Петр I», на котором располагались мастерские, занимавшиеся снаряжением боеприпасов. Причиной стал пожар в одной из них. Несколько человек погибли... Комиссия, расследовавшая причины взрыва, провела несколько интересных опытов с тротилом и порохом, но определенных выводов так сделать и не смогла.

В послевоенные годы подобные случаи в Кронштадте тоже случались, но время рассказать о них еще не пришло...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 076 (5693) от 29.04.2016.


Комментарии