Вызов на поединок. История гвардейской дуэли
«В прошедшем январе Санкт-Петербургским военно-окружным судом разбиралось дело о поединке, бывшем между офицерами наших гвардейских полков», — сообщалось в журнале «Нива» в 1872 году.
ФОТО: Pixabay
Началась эта история с того, что у поручика лейб-гвардии Преображенского полка Булычева побывали в гостях корнет лейб-гвардии Конного полка Кобелев и некто Инсарский. Булычев поделился конфиденциальной информацией: мол, до него дошел слух о неблаговидной картежной игре в одном из петербургских ресторанов, в которой будто бы принимали участие некоторые офицеры Конного полка. Причем он даже назвал несколько фамилий.
Вполне возможно, что информация была правдивой. К примеру, писатель Фаддей Булгарин, бывший в молодости корнетом Уланского полка, вспоминал: «В Стрельне один трактир был на почтовой станции, где собирался весь народ, любивший, как говорил наш полковник, «осушить хрусталь и попотеть на листе». Там метали банк от одного утра до другого». А литератор Владимир Трубецкой в «Записках кирасира», относившихся уже, правда, к началу ХХ века, отмечал, что «офицерская молодежь, давно помешавшаяся на ипподроме, по всем правилам устраивала тотализатор, втягивая иной раз в это глупое дело даже почтенных генералов»…
Как бы то ни было, но на другой день Кобелев сообщил об этом разговоре своим сослуживцам по Конному полку. Те посчитали себя оскорбленными и обратились к Булычеву с требованием, чтобы он письменно извинился перед каждым из них.
Требование было выполнено, однако на этом дело не закончилось. Теперь уже сослуживцы преображенца Булычева посчитали его недостойным находиться в рядах полка и потребовали подать прошение об отставке. Тот в своем несчастье обвинил Кобелева, последний же в ответ прислал вызов на поединок.
«Решено было драться в 7 часов утра у фермы Леде близ Николаевской железной дороги, — сообщалось в «Ниве». — Поединок происходил на пистолетах. По счету «раз, два, три» противники должны были стрелять одновременно на расстоянии пятнадцати шагов. Прозвучали выстрелы. Кобелев упал, смертельно раненный в брюшную полость».
На заседании суда военный прокурор выступил с яркой речью, которую цитировали в столичной печати. Он заявил, что, с одной стороны, задача суда — искоренять общественные предрассудки, к которым относится обычай поединков, а с другой — учесть затруднительное положение Булычева, которому предстояло либо оставить любимый полк, либо принять вызов на дуэль.
Как сообщалось в «Ниве», после двухчасового совещания суд вынес вердикт: Булычев в соответствии с буквой закона был приговорен к заключению в крепости на два года. Однако, «признавая смягчающие вину обстоятельства», суд постановил просить государя императора о смягчении наказания.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (7391) от 07.04.2023 под заголовком «Гвардейская дуэль».
Комментарии