Музей «зимней» войны открыт в Выборге

Полезная подсказка для гостей Выборга: планируя поездку, отведите время на расположенный в самом центре города, на Крепостной улице, 26, Военный музей Карельского перешейка. Здесь действует первая и пока единственная диорама, посвященная «зимней» войне 1939 - 1940 годов.

Музей  «зимней» войны открыт в Выборге | Для грозных огнеметных танков, на самом деле достаточно уязвимых из-за легкой брони и слабого двигателя, «зимняя» война стала лебединой песнью. На Великой Отечественной практически все они были потеряны в самом начале и больше не применялись. Фото автора

Для грозных огнеметных танков, на самом деле достаточно уязвимых из-за легкой брони и слабого двигателя, «зимняя» война стала лебединой песнью. На Великой Отечественной практически все они были потеряны в самом начале и больше не применялись. Фото автора

Название ей дала строчка из произведения Александра Твардовского «На той войне незнаменитой», в котором были и такие щемящие строки: «Из записной потертой книжки // Две строчки о бойце-парнишке, // Что был в сороковом году // Убит в Финляндии на льду. // Лежало как-то неумело // По-детски маленькое тело...».

Создатель музея Баир Иринчеев - человек в военно-исторических кругах известный. Реконструктор, коллекционер, издатель, автор трудов по «зимней» войне... Порой даже поражаешься, как он все успевает.

По его словам, вопрос о создании музея «зимней» войны витал в воздухе очень давно. В советское время она была неизвестной, забытой, в эпоху перестройки ее стали считать позорной. И то и другое было не вполне справедливо. Хотелось восстановить правду.

- Когда лет двадцать назад я стал заниматься этой темой, подлинные экспонаты можно было брать просто с полей сражений - с линии Маннергейма и других мест, - рассказал Баир. - Кроме того, в ту пору я начал регулярно ездить в Финляндию и просто не мог не воспользоваться тем, что там очень дешево продавали предметы снаряжения времен «зимней» войны. Так сформировалась вторая часть коллекции. Затем добавились покупки через интернет-аукционы.

Пять лет назад Иринчеев взял в аренду помещение в центре Выборга и открыл музей. Помогали волонтеры: вокруг Баира давно уже сложился круг увлеченных единомышленников, готовых трудиться ради идеи и общего дела.

Музей быстро разрастался, и в 2016 году Министерство обороны выделило для него брошенный военный городок в самом центре Выборга - Центральные казармы. Последним его хозяином была школа младших авиационных специалистов Балтийского флота. Увы, выезжая, она оставила после себя разруху.

- В помещениях, которые были в более-менее приличном состоянии, мы создали контактный музей оружия Великой Отечественной войны и экспозицию «Подвиг женщин на защите Отечества»... И, наконец, в бывшей столовой - диораму, - говорит Иринчеев.

Проект был осуществлен на средства президентского гранта всего за два месяца силами сотрудников музея и волонтеров. Перед нами - «поле боя» на Карельском перешейке, которое можно обойти со всех сторон.

- Для любого музея о войне, показывающего находки поисковиков, всегда есть соблазн выставить перед посетителем груду ржавого железа. Однако это интересно только очень узкому кругу людей. Поэтому мы сделали попытку представить находки - лыжные бронещитки, снаряды, амуницию, предметы солдатского быта - в том виде, в каком они были на поле боя, - поясняет Иринчеев.

Поход по диораме начинается с осмотра позиций противника. В окопе, сделанном согласно финским наставлениям по полевым работам 1930-х годов, сидит усталый боец с автоматом «Суоми», неподалеку на узенькой лодке-волокуше тащат в тыл раненого...

Поле боя наполнено символами. Два березовых ствола, истерзанные осколками, со срубленными кронами - изображение мертвого леса. Там, где шли сильные бои, весь лес выглядел именно так. И еще одна деталь: на финских позициях нет снега - настолько плотным был огонь нашей артиллерии. У поэта Евгения Долматовского, который был военным корреспондентом на «зимней» войне, есть такие строки: «Земля от разрывов черным-черна, // Гранит красноват и гол, // Как будто уже наступила весна // И снег навсегда сошел».

Вот советский огнеметный танк, выпуская смертоносную струю, атакует вражеские позиции.

- Нельзя забывать, что на той войне, как бы ее ни оценивали, наши бойцы проявили массовый героизм, - поясняет Иринчеев. - Поэтому мы изобразили на диораме в том числе и фигуры реальных личностей, заслуживших за свои подвиги на Карельском перешейке звание Героя Советского Союза.

Танкист Федор Павлов - один из них. 17 декабря 1939 года на огнеметном танке он прорвался в тыл противника, выжигая огнем все вокруг себя, выскочил из боевой машины и забросал гранатами вражеские блиндажи. Звучит фантастически, но это вовсе не пропаганда: действия Павлова подтверждают финские документы.

Другой персонаж - артиллерист Иван Егоров. В феврале 1940 года он из своей сорокапятки расстрелял амбразуру дота на высоте 65,5, подтащив к нему пушку чуть ли не на сто метров. Среди экспонатов диорамы - толстые куски брони от подобного дота. Обычные снаряды ее не пробивали, отскакивали, как горох. После первого неудачного штурма линии Маннергейма в декабре 1939 года возникла легенда: мол, «финские доты резиновые», их ничем не разрушить. Но затем подтянули тяжелую артиллерию, которая методично взламывала железобетонные укрепления.

Мы идем дальше по «полю боя» и попадаем на советские позиции. Заглядываем в маленькую землянку.

- Их вообще не планировалось делать, - поясняет Иринчеев. - Командование рассчитывало, что война будет молниеносной, продлится всего три недели. К затяжной окопной войне не готовились, а зима выдалась очень суровой. Пришлось обживаться.

Вот они, предметы фронтового быта - самодельные печки. Обычно подобный ржавый хлам «копатели» просто отбрасывают в сторону, но для музейщиков то, что люди сами делали на войне, - наиболее интересное. Печки мастерили из найденных на хуторах ведер, котлов, складывали из кирпичей, взятых из разрушенных домов...

- Бывают ли среди посетителей финны? - спрашиваю у экскурсовода Александра Гайдамакова.

- Да, и реагируют очень доброжелательно, ведь мы же стараемся показать события с обеих сторон. Они относятся с пониманием: у каждого кто-то из предков воевал или даже погиб во время Второй мировой. Да, некоторым жаль потерянного Карельского перешейка, где жили и похоронены их предки, но такова история..

Создание диорамы продолжается: она сделана так, что в нее можно добавлять новые находки. Что же касается музея в целом, то Центральные казармы - объект культурного наследия, и им требуется не ремонт, а дорогостоящая реставрация. Денег на нее у команды Иринчеева нет. А поскольку военный городок по-прежнему в собственности Минобороны, ведутся переговоры о том, что музей станет филиалом парка «Патриот».

Материал был опубликован в газете под № 117 (6226) от 03.07.2018 под заголовком «Выйти на поле боя».

#Выборг #поисковики #диорама #ВОВ #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (6226) от 03.07.2018.


Комментарии