Встречи у шлюзов

В конце сентября по издательским делам понадобилось съездить в Новую Ладогу. Грех было не воспользоваться случаем и не отправиться к шлюзам Староладожского канала. Они были построены во второй половине XIX века, чтобы поддерживать необходимый уровень воды в протоке. Сам же канал прорыли по воле Петра I в начале XVIII века, чтобы корабли имели возможность обойти стороной непредсказуемое Ладожское озеро. А путь этот был крайне необходим, так как он связывал строящуюся столицу с заводами в Карелии.

Встречи у шлюзов | Старинные водопропускные мосты - подлинное украшение Староладожского канала. Этот - в деревне Дубно, в 22 километрах от Новой Ладоги. ФОТО АВТОРА

Старинные водопропускные мосты - подлинное украшение Староладожского канала. Этот - в деревне Дубно, в 22 километрах от Новой Ладоги. ФОТО АВТОРА

Ко второй половине XIX века он уже не справлялся с потоком идущих судов. Пришлось прокладывать новый - ближе к берегу озера.

Открытие этого канала, Новоладожского, или императора Александра II, состоялось 21 сентября 1866 года. Спустя полвека железная дорога, проложенная в 1906 году до нынешнего Волховстроя (первоначальное название - станция Званка), резко снизила востребованность водного пути, но еще даже в 1980-е годы там ежедневно проходили длиннющие плоты, сухогрузы. Ходил и пассажирский пароходик «Заря»...

Около шлюзов я случайно встретил давнишнего знакомого, с которым когда-то мы путешествовали по Ладожскому озеру и каналам. Он и предложил мне прокатиться на его новой лодке в Дубно - деревню, расположенную на берегу Староладожского канала и знаменитую своей старинной церковью.

Унылый, на первый взгляд, пейзаж заросших берегов разнообразили повисшие над водой березы, кусты рябины и симпатичные ручейки. Пока шли по каналу, под шум мотора я мысленно представлял картину: тысячи людей деревянными лопатами перекидывают эту грязь, возят тачками, постепенно прокладывая этот путь. Сам Петр начал в 1719 году эту работу и отвез три первые тачки. Тяжелейший физический труд, отсутствие элементарных нормальных условий для жизни, скудное питание - вот уж действительно построено на костях...

Последний раз я проходил по этому каналу на катере лет тридцать назад. С тех пор деревянные мосты стали еще более хлипкими, а двухэтажные каменные «караулки», построенные в 1730-х годах (в них когда-то жили служители канала и водопропускных мостов), тоже изменились не в лучшую сторону.

Вот и Дубно. Осмотрев мост с двенадцатью гранитными столбами, на трех из которых сохранились остатки «собачек», державших поднятые затворы, мы пошли по деревеньке. Запущенные старые дома, крытые кое-где осиновым гонтом, соседствовали с сайдингом новых построек. Дачники из Питера, могут себе позволить!..

Поразило обилие цветов, в основном георгинов, украшавших даже самые простые участки. В окне торговой точки виднелось объявление: «Магазин работает с 10 до 12 часов. Выходной понедельник». Вот так - всего два часа в день. А куда больше? Постоянных жителей-то все меньше, а дачники, имеющие катера, проблем с продуктами не знают. Связь с большой землей, то есть с Новой Ладогой, только по каналу. Вдоль канала есть нечто, что назвать дорогой можно с большой натяжкой. Летом и на внедорожнике можно застрять. Иногда лишь в Дубно прорывается «ГАЗ-66», доставляющий дачникам необходимую на всякий случай солярку.

А вот зимой, когда дорога подмерзнет, на внедорожнике добраться можно. Некоторые смельчаки, кстати, умудрялись даже ездить на автомобилях по льду канала - лед иногда до полуметра!

Кстати, в Дубно мы обнаружили несколько антикварных транспортных средств: заржавленную «копейку» (причем номера спереди и сзади - разные), еще более ржавый «УАЗик» и мотоцикл, достойный самого крутого автомобильного музея. К сожалению, все эти «средства» были уже не в состоянии двигаться самостоятельно и скоро, видимо, совсем развалятся.

Но главная цель нашего путешествия - церковь Покрова, построенная в 1764 году. Известна цветная фотография С. М. Прокудина-Горского, где этот храм прекрасно виден. Сейчас, увы - развалины... А рядом липа, которой, говорят, лет двести - она самая старая в Ленинградской области.

Рядом с церковью - погост. И могила, на кресте которой значится, что здесь погребен 28-летний мещанин города Луги Павел Осипов, скончавшийся в колонии «Орел» доктора И. В. Маляревского 19 октября 1912 года. Колония эта была недалеко - в деревне Сумское, в пяти километрах на восток от Дубно по Староладожскому каналу.

Что же касается Ивана Маляревского, то это была уникальная личность. Уже работая учителем, он в 23 года решил посвятить себя медицине. Проучившись в разных учебных заведениях и поучаствовав в Русско-турецкой войне, начал работать в психиатрической клинике, где пытался помогать душевнобольным детям.

Поиски наилучшего пути лечения этих болезней привели Маляревского к идее колонии, которую он создал в здешних краях в 1885 году. Были возведены постройки и, как указывалось в одном из тогдашних путеводитилей, «устроены учебные промыслы по лесоводству, рыболовству, огородничеству и полевому хозяйству с содержанием скота». Методы Маляревского отличались от традиционных воззрений на эту проблему, но успеха он все-таки добивался. Сейчас от этой колонии нет и следа...

Мы уже собрались отчалить, как к нам подошел местный житель. От него мы узнали, что магазин в Дубно закрыли еще в прошлом году, так что объявление в его окне оказалось дезинформацией. За продуктами он ходит на своей моторной лодке в Новую Ладогу раз в неделю. А зимой? Сложно. На Новый год приезжает сын. Жителей в деревне на зиму сейчас остаются человек десять - пятнадцать. Развлечение - телевизор.

Очень не хочется впадать в пессимизм. Ладожские каналы - одно из перспективных направлений развития туризма в нашем регионе. Об этом неплохо бы вспомнить нашим областным чиновникам.

#Староладожский канал #деревня Дубно #Покровская церковь

Комментарии