Встреча победителей. Послевоенный Ленинград был заново «сконструирован» по постановлению Государственного комитета обороны

«Ленинград выстоял!» — так называется только что вышедший в свет сборник документов, подготовленный Центральным государственным архивом историко-политических документов Санкт-Петербурга. Его ответственный составитель — Андрей РЯБКОВ, один из ведущих исследователей блокадной промышленности. Он является сотрудником действующей в составе Российской академии народного хозяйства и госслужбы научно-исследовательской лаборатории истории военной экономики. В сборник вошли материалы пленума Ленинградского горкома ВКП(б), состоявшегося в апреле 1944 года, и последовавшего за ним собрания актива городской партийной организации. Как отмечает наш собеседник, эти события стали ключевыми в послеблокадной истории города.

Встреча победителей. Послевоенный Ленинград был заново «сконструирован» по постановлению Государственного комитета обороны | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— С чем связана столь высокая оценка?

— На пленуме и активе речь шла о принятом 29 марта 1944 года постановлении Государственного комитета обороны, которое называлось «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Оно на десятки лет определило вектор развития нашего города.

Обсуждение постановления происходило в два этапа. Вначале, с 11 по 13 ап­реля, — участниками пленума горкома и приглашенными на него лицами, это порядка 200 человек. Затем, 15 и 16 апреля, — на активе ленинградской парторганизации, это уже около 1100 человек, что по масштабам соизмеримо с региональной партийной конферен­цией или съездом. Открывали и пленум, и актив программные доклады первого секретаря обкома и горкома Андрея Жданова.

Впервые после полного освобождения города от блокады в Смольном собрались почти все руководители города — партийные, советские, хозяйственные… Они пожимали друг другу руки: «Мы — победители!». Их радость и гордость были совершенно искренними, об этом можно судить по воспоминаниям некоторых участников, сохранивших тепло той встречи. Начиналась новая жизнь, новая страница истории — эпоха восстановления Ленинграда!..

Примечательно, что и проект постановления был подготовлен в нашем городе — силами отраслевых отделов горкома ВКП(б) и аппарата уполномоченного Госплана при Совнаркоме СССР. Работа над ним началась в октябре 1943 года, когда город еще находился в блокаде, и продолжалась до первой половины марта 1944 года. Затем проект был представлен на одобрение Сталину, он внес некоторые коррективы, после чего документ вернулся в Ленинград уже как руководство к действию.

— Зачем потребовались обсуждать его в столь широкой аудитории?

— Во-первых, необходимо было довести до исполнителей основные положения постановления ГКО, носившего гриф «Совершенно секретно». Во-вторых, что было особенно важно, его содержание формировало новый идеологический «тренд» — переход города от состояния «осажденной крепости» к функционированию в составе единого народно-хозяйственного механизма СССР.

Кстати, именно секретный статус постановления (и части приложений к нему) был причиной того, что с ним на протяжении всего советского периода не могли работать исследователи. Поэтому большинство исторических работ, посвященных восстановлению Ленинграда после блокады, строились исключительно на тексте программного доклада Жданова.

Первый и главный тезис постановления звучал следующим образом: промышленность Ленинграда должна выпускать все то же самое, что и до войны. Была названа следующая иерархия отраслей: военное судостроение, производство артиллерийско-стрелкового вооружения, боеприпасов, танков, самолетов-истребителей и моторов для них, энергетика, малая металлургия.

На мой взгляд, больше всего вопросов сегодня вызывает желание воссоздать авиастроение в Ленинграде в довоенном масштабе. Дело в том, что предпринятая еще в 1940 – 1941 годах попытка перестроить существовавшую в городе отрасль на выпуск боевых самолетов и так давалась с огромным трудом, а в 1944 году в Ленинграде практически полностью отсутствовало необходимое для этого оборудование и квалифицированные кадры. Что едва ли позволяло отнести возрождение авиастроения к числу «первоочередных мероприятий».

Пересказывая на пленуме постановление ГКО, Жданов несколько переставил приоритеты. В тексте его доклада порядок был такой: танки, артиллерия, боеприпасы, самолеты, энергетическое машиностроение, металлургия. Энергетика оказалась на последнем месте, после пищевой промышленности, а судостроение вообще не было упомянуто.

— С чем была связана подобная вольность руководителя города в трактовке основополагающего документа?

— Трудно сказать, тем более что он сам принимал непосредственное учас­тие в его подготовке. Самое простое объяснение: он попросту забыл упомянуть о судостроении. Поскольку при обсуждении текста резолюции пленума слышна его реплика: «В военную ­программу, там, где говорится о танках, нужно включить и военное судостроение, эта поправка была внесена, но пропущена»… Это одна из многочисленных, но важных «мелочей», которые должны заинтересовать исследователей.

Не менее ценным источником информации являются доклады в прениях и реплики с мест, прозвучавшие на пленуме и собрании актива. Некоторых из этих выступлений были впоследствии опубликованы, но лишь фрагментарно, в нашем сборнике они приведены полностью, и это также важное подспорье для исследователей.

Всего с трибуны прозвучало 38 докладов. Практически в каждом из них был отражен блокадный опыт. Все выступавшие делились информацией о том, с какими трудностями они сталкивались в те дни, как их преодолевали, намечали планы — что надо осуществить, чтобы выполнить постановление ГКО.

Так, начальник Ленжилуправления Борис Мотылев отметил, что «война полностью опрокинула старый взгляд о невозможности использования женщин на тяжелых строительных работах в виде плотников, столяров, каменщиков, а у нас сотни женщин прекрасно за этим делом справляются».

В других докладах говорилось, что Ленинградское бюро по учету и распределению рабочей силы «перехватывает» завозимых в город по линии наркоматов рабочих и направляет их на другие производства, что горисполком передает предприятиям для заселения «только горелые дома», при этом строительных материалов на ремонт не выделяет…

По стенограмме видно, что кто‑то из докладчиков просто читал заранее подготовленный текст, а кто‑то добавлял к своему черновику какие‑то яркие замечания. Особенно ценны реплики и ремарки с мест, ответы на вопросы, комментарии руководителей города — все это тоже присутствует в опубликованных в сборнике материалах.

— Удалось ли выполнить все указанное в постановлении ГКО?

— Оно было вполне реалистичным по задачам, но совершенно нереалис­тичным по срокам исполнения. По одной простой причине: в городе не было ­достаточного количества трудовых ресурсов. Не хватало и оборудования, которое еще не было возвращено из эвакуации.

Поэтому план, рассчитанный на ближайшие месяцы, до конца 1944 года, фактически превратился в программу восстановления на первую послевоенную пятилетку. 

Но то, что послевоенный Ленинград был полностью «сконструирован» по этому постановлению, — факт несомненный.

Город остался столицей судостроения, сумели развернуть и авиапромышленность. В конечном счете именно в Ленинграде в Опытно-конструкторском бюро, которое в 1946 году возглавил Владимир Климов, был сконструирован первый крупносерийный турбореактивный двигатель ВК-1, который с 1948 года устанавливали на истребителях МиГ-15‑бис, МиГ-17 и на других самолетах второго поколения отечественной реактивной авиации…

Но, пожалуй, самое главное для меня, как исследователя, нашлось в подготовительных материалах пленума: список приглашенных на него двухсот человек из городского руководства. Это секретари райкомов, председатели райисполкомов, руководители основных отраслевых отделов горкома и обкома, а также директора крупнейших предприятий и организаций. То есть те люди, которые вынесли на себе все тяготы блокады.

На поиск личных дел всех этих лиц у меня ушло почти четыре года. Около полугода мы с коллегами из архива потратили на то, чтобы найти и оцифровать фотопортреты, сформировать биографические справки. Они позволяют сделать некоторые предварительные выводы.

Всем этим людям в среднем было чуть больше тридцати лет, по нынешним меркам — молодежь. Почти все, кто занимал с апреля 1941-го по август 1943 года должности отраслевых секретарей горкома, имели специальное техническое образование в той сфере, которой занимались, то есть на должности были подобраны в соответствии со своими знаниями. С сентября 1943 года эти люди стали заведующими соответствующими отделами горкома и обкома.

Многие из них впоследствии стали фигурантами «Ленинградского дела» и были вычеркнуты из летописи блокады. Сегодня благодаря Архивному комитету Санкт-Петербурга их имена возвращены в историю.

Читайте также:

Одна неделя сорок пятого. Какие события были отмечены в «Ленинградской правде» 20-25 января

Рассекречены архивные документы, посвящённые Висло-Одерской наступательной операции


#документы #история #пленум Ленинградского горкома ВКП(б)

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7830) от 21.01.2025 под заголовком «Встреча победителей».


Комментарии