Вспоминаем об особенном визите в Александро-Невскую лавру императора Александра I

Площадь перед Александро-Невской лаврой заполнена празднично одетой изысканной публикой. День, наверное, жаркий: некоторые дамы прикрываются зонтами от солнца… Событие особенное: в один из главных монастырей Российской империи прибыл император Александр I. Изображение датировано 1821 годом.

Вспоминаем об особенном визите в Александро-Невскую лавру императора Александра I  | Ныне в центре этой площади, которая в советское время одно время называлась Красной, расположен памятник небесному покровителю Петербурга — святому благоверному князю Александру Невскому / Репродукция. ФОТО автора

Ныне в центре этой площади, которая в советское время одно время называлась Красной, расположен памятник небесному покровителю Петербурга — святому благоверному князю Александру Невскому / Репродукция. ФОТО автора

Александр I вообще неоднократно бывал в лавре, особенно в дни Великого поста. В 1806 году он передал в обитель серебряный ковчег с частицами мощей святых Бориса и Глеба, святителя Ионы, митрополита Московского, преподобного Ефрема Сирина, других святых и частицей Древа Животворящего Креста. Этот ковчег находился перед ракой святого князя Александра Невского.

Что же касается традиции посещения лавры царствующими особами, то она началась, разумеется, с Петра I. Именно он в июле 1710 года лично определил место для устройства обители. В тот же день при его участии было выбрано и наименование монастыря. 25 марта 1713 года в присутствии Пет­ра I состоялось торжественное освящение первой деревянной церкви монастыря — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы — и богослужение в ней. После этого царь «в новом монастыре изволил пировать».

И позже Петр I неоднократно проявлял к обители свою особенную симпатию. Он нередко говел в ней во время Великого поста, до 1922 года в монастыре даже сохраняли кровать, на которой он спал (сейчас она находится в Летнем дворце-музее Петра I). Царь лично выточил посох для настоятеля, в дальнейшем, согласно завещанию архиепископа Феодосия (Яновского), он использовался в качестве настоятельского жезла.

Приехав в монастырь 29 мая 1723 года, спустя два года после окончания Северной войны, Петр I распорядился перенести в него мощи святого князя Александра Невского. Что и было выполнено. Перенос занял больше года, в обитель они были доставлены 30 авгус­та 1724 года, в третью годовщину Ништадтского мира.

Петр I сам внес мощи святого князя в верхний храм Благовещенской церкви, и в тот же день он был освящен в его честь в присутствии императора. Тогда же Петр I повелел «к сочиненным святому благоверному великому князю Александра Невского стихирам и синаксарию сочинить седальны и канон, и по сочинении всю ту службу по обыкновению напечатать и разослать во все Государство». Так стараниями императора был создан духовный центр новой столицы…

Дочь Петра императрица Елизавета в 1743 году учредила в день перенесения мощей крестный ход из церкви Рождества Богородицы (в ту пору она находилась на Нев­ском проспекте, почти на месте нынешнего Казанского собора) в обитель. С тех пор в этот день ежегодно, по окончании литургии, все столичное духовенство крестным ходом направлялось из кафедрального храма по Невскому проспекту к будущей лавре. Этот праздник стал более значимым для города, чем день кончины святого князя Александра.

Сама Елизавета Петровна несколько раз шла с крестным ходом и после литургии обедала в мо­настыре.

В 1756 – 1757 годах в Благовещенской церкви, ставшей важнейшим по значению некрополем столицы, в присутствии Елизаветы Петровны были похоронены ее двоюродные сестры — жена обер-прокурора Сената М. С. Глебова и жена генерал-полицмейстера Е. К. Корф. Позднее (в 1771 году) в Благовещенской церкви был захоронен тайный супруг императрицы Елизаветы граф А. Г. Разумовский.

Бывала в лавре и императрица Екатерина II. 30 августа 1774 года она присутствовала на торжест­венной закладке Свято-Троицкого собора. А спустя шестнадцать лет в тот же день участвовала в его торжественном освящении и церемонии перенесения в него мощей Александра Невского.

Император Александр I также с особым чувством относился к лавре. 27 июля 1818 года он сопровождал сюда прусского короля с наследным принцем. Осмот­рев церкви и ризницу, венценосные посетители пили чай в покоях ­митрополита Санкт-Петербургского Михаила.

Еще один повод посещать лавру был для Александра I печальным: 31 июля 1800 года здесь была погребена его дочь Мария, 5 мая 1808 года — дочь Елизавета…

Последний визит императора в обитель, состоявшийся 1 сентяб­ря 1825 года, оказался особенным. Царь принял благословение у мит­рополита Санкт-Петербургского Серафима (Глаголевского). Повелев запереть ворота, Александр I отправился в Свято-Троицкий собор на молебен. Когда приблизилось время евангельского чтения, император сказал митрополиту: «Положите мне Евангелие на голову», и с этими словами встал на колени. Затем трижды поклонился перед мощами святого Александра Невского, приложился к образу святого князя и под пение «Спаси, Боже, люди Твоя», после чего посетил келью старца иеросхимонаха Алексия (Шестакова) — духовника лавры и митрополита Серафима.

«При входе императора схимник пал перед Распятием и в то же время, обратясь к своему высокому гостю, сказал: «Госу­дарь, молись», — описывал происходившее историк Н. К. Шильдер. — 

За перегородкой в ке­лье на столе стоял черный гроб, в ко­тором лежала схима, свечи и все, гото­вое к погребению. 

«Смотри, — сказал схимник, — вот постель моя и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, государь, ляжем, и будем спать долго». В разговоре с государем схим­ник также сказал: «Ты — государь наш и должен бдеть над нравами. Ты — сын Православной Церкви и должен любить, и охранять ее. Так хо­чет Господь Бог наш».

«Жалею, — сказал государь отцу Алексию, — что я давно с тобою не познакомился». Затем, приняв благословение, покинул обитель старца, обещав посещать его. «Многие длинные и красноречи­вые речи слышал я, но ни одна не понравились мне, как слова сего старца», — сказал потом император сопровождавшему его митрополиту Серафиму. Народная молва приписывала иеросхимонаху будто бы данный государю совет преобразиться в старца Федора Кузьмича.

Государь распорядился пожертвовать монастырю на целый год свечей, ладана и масла. «Помолитеся обо мне и о жене моей», — таковы были слова императора. Александр I уезжал с открытой головой, часто оборачиваясь, кланяясь и крестясь на Свято-Троицкий собор. Братия, со слезами провожавшая императора, как будто бы чувствовала, что видит его в последний раз.

Как известно, существует легенда о том, что Александр I не умер в Таганроге 19 ноября 1825 года, а удалился в уединение и окончил свои дни отшельником в Сибири…

Последующие российские императоры также уделяли внимание Александро-Невской лавре, хотя преимущественно посещали ее в праздничный день перенесения мощей святого благоверного князя. В последний раз члены царской семьи побывали в монастыре в день празднования его 200‑летнего юбилея — 30 августа 1913 года.


#Александр I #Александро-Невская лавра #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 98 (7674) от 31.05.2024 под заголовком «Царственные визиты».


Комментарии