Вспоминаем, как Сестрорецк стал крупнейшим центром отдыха на всем побережье Финского залива

Смотришь на снимок, сделанный в 1910 году, и сразу становится ясно: все эти люди вполне благополучны, ведь их запечатлели на престижном Сестрорецком курорте. В те годы его слава гремела на всю Европу: на Международной бальнеологической выставке в бельгийском городе Спа курорт получил высшую награду. И вполне заслуженно: пациентам предлагалось более полусотни различных лечебных процедур. Наверняка среди заснятых на фото лиц есть и те, кому они были назначены.

Вспоминаем, как Сестрорецк стал крупнейшим центром отдыха на всем побережье Финского залива | Дореволюционная открытка свидетельствует, что береговая линия Финского залива с тех пор практически не изменилась. Те же мелководье и широкая песчаная полоса вдоль залива / Репродукция. ФОТО автора

Дореволюционная открытка свидетельствует, что береговая линия Финского залива с тех пор практически не изменилась. Те же мелководье и широкая песчаная полоса вдоль залива / Репродукция. ФОТО автора

Последуем за ними в трехэтажное здание Института физических методов лечения. Наверное, там одним служащие курорта предлагают пройти в отделение солевых, серных, хвойных, грязевых ванн. Других приглашают в русские или римские бани. Третьих, страдающих бессонницей, депрессией, нервным истощением, зовут на сеанс хромотерапии в помещение с лампами, пропускающими свет через специальные фильтры.

А кто же откажется от посещения самого крупного на тот момент в России плавательного бассейна? Архитектор Владимир Николаевич Пясецкий, построивший здание курорта, с гордостью отмечал: «Грандиозный бассейн наполнен артезианской водой, сходной по составу с крейцнахской». (Крейцнах — река в рейнской провинции Пруссии, славящаяся йодистыми, бромистыми и литиевыми водами.)

Пясецкий считал, что «для современного интеллигентного человека, особенно городского работника, периодический отдых в здоровой, благоустроенной местности, укреп­ляющий переутомленных и восстанавливающий здоровье больных, становится насущной необходимостью».

Минеральную воду, которой пользовались на Сестрорецком курорте, удалось добыть при содействии основателя Русского общества горных инженеров профессора Сигизмунда Войслава. Усовершенствованным им буром в 1901 году была пробита артезианская скважина глубиной 147 мет­ров, достигшая Гдовского водного горизонта. Проходя через слои горных пород, эта хлоридно-натриевая вода минерализуется и приобретает лечебные свойства.

А в следующем году вблизи Сест­рорецка были найдены большие запасы лечебных иловых грязей. Около девяти тысяч лет назад на этом месте плескалось Литориновое море. Со временем оно исчезло, а органические остатки на его бывшем дне превратились в сапропель. Смешиваясь с влагой, он становился черной массой — целебной сестрорецкой грязью. Ее полезные свойства подтвердил известный биохимик Михаил Цвет, исследовав ее в своей лаборатории.

Но не только лечебными процедурами славился курорт. «Загородным Мариинским театром» по праву называли Курзал, находившийся в двухэтажном здании на берегу залива. В нем размещались концертный зал на полторы тысячи слушателей, библиотека с большим выбором интересных книг, бильярдная. Здесь давали концерты многие известные музыканты и исполнители.

Действовал и яхт-клуб. Поклонники водного спорта могли выйти в залив под парусом и любоваться морскими рассветами и закатами.

Любители пеших прогулок наслаждались красотами окружавших курорт живописных окрестностей, поросшими лесом дюнами и холмами. Самые смелые ходили даже на обширное Сестрорецкое болото, в наши дни ставшее государственным природным заказником…

Своим появлением курорт был обязан невероятно энергичному человеку — Петру Александровичу Авенариусу, построившему частную железную дорогу из Петербурга до Сестрорецка. А чтобы она привлекала больше пассажиров, он обратился к правительству с просьбой выделить возглавляемому им акционерному обществу участок на берегу залива для строительства курорта.

Кабинет министров пошел навстречу и в 1898 году отдал в «безденежную аренду» на шестьдесят лет 54 десятины земли с обязательным условием: продлить железную дорогу от Сестрорецка до курорта. Что и было выполнено.

Петр Александрович говорил: «Мне хотелось сделать что‑нибудь для родного города». Он сумел найти и объединить единомышленников, заинтересованных в создании нового курорта, и сам деятельно участвовал в его строительстве. «Петербургский листок» отмечал: «Для такой цели нужно искреннее увлечение, сознательное желание общественной пользы».

После постройки Приморской железной дороги Сестрорецк стал крупнейшим центром отдыха на всем побережье Финского залива. Курорт был открыт 23 июня 1900 года…


#Сестрорецк #курорт #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (7693) от 28.06.2024 под заголовком «Курорт на заливе».


Комментарии