Вспоминаем автора радиопередачи 90-х годов прошлого века «Прогулки по Петербургу» Виктора Бузинова
Когда‑то его радиопередачи «Прогулки по Петербургу», родившиеся в начале 1990‑х годов, слушал едва ли не весь город. Они завораживали прежде всего голосом автора и темой — рассказом об улицах и домах любимой Северной столицы. Ведь книг о «непарадном» Петербурге тогда было не очень много. Регалии Виктора Михайловича Бузинова известны: премия «Золотое перо», диплом Академии журналистики, диплом Анциферовской премии… Но для многих петербуржцев он был прежде всего задушевным собеседником, которого хотелось слушать еще и еще.
ФОТО Alexandr Sadkov on Unsplash
Мы познакомились в начале 1996 года. Меня, начинающего автора и издателя, пригласили стать участником передачи «Андреевский флаг». Оказалось, что ее ведет тот же человек, голос которого я слышал раз в неделю в «Прогулках по Петербургу». Первое, что меня поразило при личном знакомстве, — его удивительное умение слушать и понимать собеседника.
Два или три раза я рассказывал в его «Андреевском флаге» о малоизвестных фактах из истории нашего флота. Общаясь тогда с Бузиновым, я узнал, что он одним из первых заговорил о Бизерте, об ушедших в 1921 году русских моряках, как о людях, сохранивших верность присяге. Он был связан с жившей в Бизерте Анастасией Ширинской-Манштейн — дочерью командира эсминца «Жаркий» Александра Манштейна…
Но его «Прогулки…» не давали мне покоя, и при очередной встрече я набрался смелости и предложил Виктору Михайловичу положить его радиопередачи на бумагу и издать. «Мне уже предлагали», — мрачно, как мне показалось, ответил он и уехал в отпуск. Через полтора месяца он попросил меня приехать к нему в Дом радио и вручил пачку листов, исписанных торопливым крупным почерком. Заголовок гласил: «Десять прогулок по Васильевскому».
Я прочитал рукопись, не отрываясь. За каждым написанным словом я слышал его голос. При подготовке книги мы периодически встречались у станции метро «Василеостровская», гуляли по линиям, набережным, я впитывал его рассказы, поражаясь не только исключительной эрудиции автора, но и необыкновенному умению преподносить эту эрудицию ненавязчиво, не гордясь ею. Виктор Михайлович был настоящим петербургским интеллигентом…
Он родился 22 мая 1934 года. Его родители окончили Ленинградский государственный историко-лингвистический институт. Их сокурсницей была Ольга Берггольц. С детства Виктор воспитывался в окружении хороших книг. После окончания школы он поступил на отделение журналистики филологического факультета ЛГУ. Потом работал в разных издательствах, писал статьи, небольшие пьесы. В начале 1970‑х пришел на работу на Ленинградское радио, продолжив таким образом дело своей матери, которая всю жизнь трудилась на радиоузле Балтийского завода.
И именно здесь, на радио, Виктор Михайлович нашел то дело, которое уже ждало его. Он писал о себе: «Я — радиожурналист. Но по характеру служба у меня почти что солдатская. Исполняю я ее ежедневно на улице, в любую, даже самую гадкую погоду». И эта служба сделала его, нет, не знаменитым — это его волновало меньше всего. Эта служба давала понимание выполнения той самой задачи, данной свыше.
Да, он «гулял» по Петербургу не один, но талант Бузинова-рассказчика позволял его собеседнику соответствовать тому ритму, тону и душевному настрою, которые задавал ведущий.
«Краеведение бывает научным, справочным, даже учебным, и петербургское краеведение не исключение, — отмечал Бузинов. — Академично, несколько суховато… за цифрами, фактами, цитатами не разберешь порой ни лица, ни души того, кто пишет о Великом городе. А между тем существует еще краеведение с «человеческим лицом». Это когда автор рассказывает что‑то и о себе: вспоминает, размышляет…». Фактически эти слова он написал о своих «Прогулках…».
Газетный зал
«Полиции 1‑го участка Александро-Невской части, в районе которой находится новый памятник императору Александру III, заявлено об оригинальном хищении. Неизвестными хищниками унесено с помоста, окружающего памятник, и столбов трамвая и электрического освещения, драпировки из красного кумача и сукна, всего количеством около 4 тысяч аршин. Заявление полиции сделано подрядчиком, которому было поручено украшение площади. Удалось установить, что драпировку сорвали неизвестные, в пятом часу вечера, в день открытия памятника…
Из некоторых данных явилось подозрение, что кража совершена рабочими, принимавшими участие в украшении площади. По этому поводу был произведен обыск в доме № 31 по Предтеченской улице, который, однако, не дал положительных результатов, хотя и было найдено незначительное количество материала».
«Петербургский листок», 25 мая 1909 г.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7669) от 24.05.2024 под заголовком «Прогулки с Бузиновым».
Комментарии