Всесословная утеха

Блистательный Санкт-Петербург, на протяжении всей своей дореволюционной истории имевший репутацию самого европейского города России – парадного, холодного, официального, чиновничьего, – был вместе с тем истинно народным городом. Достаточно сказать, что в XVIII – XIX веках на берегах Невы устраивалось до тридцати массовых гуляний в год. Какие-то оказались полностью забытыми, а какие-то, несмотря на всевозможные политические катаклизмы, сохраняются по сей день. О том, как и где веселились и праздновали жители нашего города, обозревателю нашей газеты Сергею ГЛЕЗЕРОВУ рассказала заместитель директора по науке Музея истории Санкт-Петербурга Юлия ДЕМИДЕНКО.

Всесословная утеха | На гравюре голландца Питера Пикарта — торжественная встреча 18 октября 1704 г. на Неве судов олонецкого строения.<br>Фото из фондов отдела эстампов РНБ

На гравюре голландца Питера Пикарта — торжественная встреча 18 октября 1704 г. на Неве судов олонецкого строения.
Фото из фондов отдела эстампов РНБ

– Юлия Борисовна, известно, что массовые гулянья происходили в Петербурге с самых первых лет его существования...

– Да, и эти гулянья были очень разные. Зачастую они сводились к угощению гостей и фейерверкам. Вообще все зависело от назначения торжества, а праздновали тогда в первую очередь рождения наследников, царские именины и военные победы. При Петре традиции праздников были довольно демократичные. На царские торжества пускали даже работных людей, строивших Петербург. Единственное требование, предъявлявшееся к простому люду, было следующее: приличная одежда.

Стоит заметить, что традиции массовых гуляний восходят к древней этнографической традиции – обязанности вождя с определенной периодичностью устраивать для соплеменников праздник с обязательной раздачей подарков и пиршеством. Это своего рода способ регуляции социальных отношений. Ведь мало кому в племени нравится, когда кто-то один начинает жить слишком хорошо – лучше, чем все остальные. Поэтому время от времени тот, кто забрался на вершину власти или богатства, должен делиться дарами и публично демонстрировать, что он такой же, как и все.

Кстати, в XVIII веке понимали глубинный смысл народных праздников. Недаром Екатерине II принадлежит очень мудрая фраза: «Народ, который поет и пляшет, зла не помышляет». И это правильно: так было и в первобытные времена, и в эпоху Древнего Рима, и теперь...


– И все-таки Петр задумывал новую столицу как европейский город. Были ли какие-то традиции празднеств, которые он пытался привнести с Запада?

– Петр пытался ввести маскарады – наподобие тех, что проходили в Венеции, которая в ту пору задавала тон. Однако традиция ходить в масках у нас не прижилась. Тем не менее мемуаристы свидетельствуют, что было такое странное явление, когда по берегам строившихся каналов слонялись совершенно без дела люди в масках. По всей видимости, в основном это были иностранцы.

Кстати, смысл маскарадов в Венеции был все тот же: в масках все равны. Социальная разница стиралась. Это правило соблюдалось и в Петербурге в екатерининское и елизаветинское время. Однако маску нужно было снимать перед караулом, чтобы стражники понимали, кого они пускают во дворец...

Долгое время петербургской зимней традицией был январский всесословный маскарад (позднее всесословный бал) в Зимнем дворце, на который могли попасть купцы и даже представители крестьянского сословия. При дворе такие празднества называли более откровенно – «балы с мужиками». Понятно, что мужики не танцевали, а смотрели на все действо, угощались с царского стола. Для царского двора это было большой бедой: на таких балах страшно воровали. После праздников, к примеру, недосчитывались серебряных ложечек и всего, что плохо лежало. В результате появилось новое правило: на «балах с мужиками» ложки не класть, а сахар раскладывали лакеи.

Как ни странно, традиция маскарадов продолжилась в советское время. Первый Ленинградский маскарад состоялся летом 1937 года в ЦПКиО на Кировских островах. Были затрачены немалые деньги, приглашены лучшие художники. Судя по сохранившимся эскизам, все оформление было практически лишено политики и идеологии. И это удивительно, ведь в 1920-х и 1930-х годах праздники обязательно были с политическим подтекстом, с сатирой на буржуазию и капиталистический Запад. А тут – ни слова о политике! Известно, что и в 1950-х годах проводились новогодние маскарады на Дворцовой площади.


– Какова была география народных гуляний в старом Петербурге?

– Поскольку город начинал формироваться на нынешней Петроградской стороне, то первым местом гуляний служила Троицкая площадь. Там был и первый трактир и места было много.

По мере развития города места празднеств меняются. В первой половине XVIII века они происходили на Адмиралтейском лугу (ныне Александровский сад). В орбиту этого народного пространства для гуляний вовлекалась и Дворцовая площадь. В XIX веке она становится местом официальных и военных торжеств. Понятно, почему: здесь резиденция императора, два памятника воинской славы – арка Главного штаба и Александровская колонна.

Уже при царице Елизавете Петровне Адмиралтейский луг засеяли травой, потом там посадили деревья, появился бульвар. В пушкинские времена это уже был сад для прогулок. Массовых гуляний там уже не устраивали, хотя исключения делали на Масленицу и Пасху там ставили балаганы и устраивали ледяные катальные горы.

Затем гулянья переместились на Царицын луг – нынешнее Марсово поле. Там они проходили очень долго, пока в конце XIX века их не перенесли на Семеновский плац. Ставились две задачи: во-первых, убрать из аристократического центра города на задворки простонародную толпу, во-вторых, изменить репутацию Семеновского плаца, который был известен как место казней...

Но было и много других мест народных празднеств. С XVIII века местом гуляний, причем не только великосветских, становится Елагин остров. Там появляются немецкие трактиры, и вокруг них возникают парки развлечений. В середине XIX века, когда появляются увеселительные заведения в Новой Деревне, массовые гулянья разворачиваются и там. Традиционным было всесословное первомайское гулянье в Екатерингофе, посвященное первой морской победе Петра Великого.

Когда в начале ХХ века на Петербургской стороне появился Народный дом, вокруг него стал гулять простой люд. Немало тому способствовал появившийся там еще в 1865 году Зоопарк. А недалеко – Петровский парк, который на протяжении всего XIX века служил местом народных гуляний. Так что можно говорить, что места гуляний представляли собой своеобразное «кольцо» вокруг административно-парадного центра города. С одной стороны, недалеко от него, с другой – это были большие пространства, сборища на которых не очень беспокоили благородную публику.


– Когда же праздники вернулись на Дворцовую площадь?

– Практически сразу же после Октябрьской революции. В 1918 году там отмечалась первая ее годовщина. Вообще Дворцовая площадь рассматривалась как одно из сакральных мест революции, недаром первые праздники обязательно включали в себя инсценировку штурма Зимнего. Причем в том виде, в котором на самом деле его и не было.

И снова, как и до революции, на Дворцовой стали проходить военные парады. А в 1930-х годах – знаменитые физкультурные праздники, корни которых восходили к классическому античному наследию. Точно так же острова, ставшие Кировскими, продолжили традицию прежних массовых гуляний. Впрочем, для массовых праздников в ту пору использовались практически все городские площади, а также Стрелка Васильевского острова.

Думаю, что эти места выбирались непроизвольно: в памяти горожан были недавние последние празднества времен Российской империи, связанные с 200-летием Петербурга и 300-летием дома Романовых. Для них использовали площадки практически по всему городу.


– Как известно, с самых первых лет Петербурга территорией празднеств была и акватория Невы.

– Да, и началось все с Петра Великого. Именно тогда Нева стала восприниматься как главная водная площадь города. Судя по старинным изображениям, это было очень зрелищно, поскольку в Неву входили и вставали на якорь корабли.

Существовал и сугубо водный праздник, причем совершенно забытый сегодня: вскрытие Невы ото льда. Это был официальный праздник с детально расписанной церемонией, заимствованной в Венеции. Комендант Петропавловской крепости привозил в Зимний дворец императору кубок невской воды. А затем после официальной церемонии на Неве начинался народный праздник. Ведь пока через Неву не было постоянных мостов, день начала навигации действительно был важнейшим событием в жизни города.


– Как вы считаете, насколько праздник «Алые паруса» отвечает петербургской традиции?

– Вполне, праздник стал уже традицией, причем – уникальной. «Алых парусов» нет ни в Москве, ни в Вятке. Ведь и романтичная феерия «Алые паруса» была написана и впервые опубликована Александром Грином в нашем городе.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (5482) от 19.06.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...