Все начиналось с лунохода

В ноябре 1970 года, как только весь мир узнал о том, что советский планетоход высадился на поверхности Луны, в двух центральных газетах нашей страны, «Правде» и «Известиях», на целую полосу были опубликованы интервью с конструктором его самоходного автоматического шасси. Но инкогнито: фамилия и имя были строго засекречены. И лишь в узком кругу друзей, соратников, сотрудников космических предприятий СССР знали, что речь идет о ленинградце Александре Леоновиче Кемурджиане.

Все начиналось с лунохода |  В 1997 году малой планете, зарегистрированной под номером 1976 QN, Международный астрономический союз присвоил имя KEMURDZHIAN и дал новый номер 5933. ФОТО из архива автора

В 1997 году малой планете, зарегистрированной под номером 1976 QN, Международный астрономический союз присвоил имя KEMURDZHIAN и дал новый номер 5933. ФОТО из архива автора

Наверное, не бывает ничего случайного: день его рождения, 4 октября, в 1957 году стал датой запуска в СССР первого в мире спутника. А следствием этого стали задачи практического создания космических аппаратов, позволяющих передвигаться по поверхности планет и других небесных тел. Именно этим и занимался почти всю свою жизнь Александр Кемурджиан. Более двадцати лет он был главным конструктором во ВНИИТрансмаш, расположенном в Горелове близ Красного Села. В нынешнем году ученому исполнилось бы девяносто пять лет...

Он родился в 1921 году во Владикавказе, школьные годы провел в Баку, высшее техническое образование получил в Москве... Александр Леонович принадлежал к поколению победителей, и этим, наверное, многое сказано. Боевое крещение принял на Курской дуге, будучи артиллеристом, участвовал в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, в форсировании Днепра, Вислы и Одера, дошел до Берлина. В 1946-м вернулся в Высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, в котором учился до войны.

По распределению в 1951 году пришел во ВНИИТрансмаш и работал там почти полвека. Первая ступень - защита диссертации, следующая - руководитель крупной и совершенно новой темы: он занимался работами по созданию боевых сухопутных транспортных средств на воздушной подушке. А когда летом 1963 года институт получил предложение Сергея Королева создать луноход, директор Василий Старовойтов без колебаний назначил руководителем нового направления именно Кемурджиана.

Мне посчастливилось с 1965 года работать под его началом. Александр Леонович никогда не давил своим авторитетом, предоставлял возможность конкуренции идей. В одном из интервью впоследствии он говорил: «У нас спрашивали, как вы набрались смелости это сделать? Да молодые были, не понимали просто, что это трудно». И в самом деле, средний возраст специалистов в нашем коллективе был всего двадцать шесть лет!

Вершиной творчества «школы» Кемурджиана стали создание и успешная эксплуатация самоходного шасси «Лунохода-1» для движения по поверхности Луны, советских марсоходов, приборов для изучения грунта Венеры, Марса и его спутника Фобоса. Это тот научно-технический задел, который до сих востребован и в нашей стране, и за рубежом.

Впрочем, Кемурджиан занимался не только космической техникой. В 1970-х годах, к примеру, в Ленинграде под его руководством был изготовлен опытный образец льдоуборочной машины - для очистки той части мостовой возле поребрика, где дворникам до сих пор приходится вручную скалывать лед ломами... Что же касается лунохода, то в 1986 году технические наработки, принципы управления очень пригодились в земных условиях. Причем в чрезвычайных — в Чернобыле!

В 1990-х годах Кемурджиан приложил много сил для того, чтобы закрепить отечественные приоритеты в новой отрасли космонавтики, которую он сам называл космическим транспортным машиностроением.

Регалии Александра Леоновича можно перечислять долго: доктор технических наук, профессор, академик Российской академии космонавтики имени Циолковского, лауреат Ленинской премии в области науки и техники, почетный член зарубежных научных обществ. В 1998 году Международный биографический центр в Кембридже включил Кемурджиана в число выдающихся людей ХХ века.

Научная школа Кемурджиана успешно действует и сегодня. Его разработка поворотной платформы для наведения научных приборов до сих пор работает на Международной космической станции с 2014 года. А начиналось все тогда, с лунохода!

Александр Леонович был очень разносторонним и во всем талантливым человеком. Коллеги, к примеру, ценили его точные литературные экспромты и шаржи... Дружеские отношения связывали его с актером Кириллом Лавровым, который приобщился к космической теме, сыграв роль Сергея Королева в художественном фильме «Укрощение огня».

Всю свою жизнь (его не стало в 2003 году) Александр Леонович не жалел личного времени для общественной работы. Он стоял у истоков создания в нашем городе отделений Федерации космонавтики СССР и Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского (РАКЦ). По его инициативе в Музее ракетной техники и космонавтики в Петропавловской крепости появились первые экспонаты по истории создания советских луноходов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (5799) от 30.09.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...