Всадник против броневика. За что подвергли остракизму поэму Сергея Спасского

«Если для Пушкина трактовка образа Петра как олицетворения движения России вперед была закономерна, то в наши дни такая трактовка более чем неприемлема… При всем прогрессивном значении в истории России Петра I, символом современной России можно назвать фигуру Ильича на броневике, но никак не «Медного всадника»…» Такими словами 7 июня 1946 года со страниц «Ленинградской правды» была разгромлена поэма Сергея Спасского «Всадник».

Всадник против броневика. За что подвергли остракизму поэму Сергея Спасского | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Как отмечают литературоведы, Сергей Дмитриевич Спасский принадлежит к числу забытых поэтов и прозаиков, хотя его молодость прошла в кругу футуристов, а его стихи и дружбу ценили Андрей Белый, Борис ­Пастернак, Анна Ахматова, Михаил Кузмин. «Остро, сильно, четко, оригинально», — отозвался о его произведениях Андрей Белый…

Спасский родился в Киеве, но самыми важными для него городами были Тифлис и ­Петроград — Ленинград. Он учился в той же тифлисской гимназии, что и Гумилев. Потом — юридический факультет Московского университета, в 1918 году — призыв в Красную армию. С начала 1920‑х годов Спасский занимался драматургией, литературной критикой, переводами. Его авторству принадлежали сборник «Земное время», повесть в стихах «Неудачники», поэтические книги «Особые приметы», «Да», «Пространство».

Во время Великой Отечественной войны он участвовал в народном ополчении, в осажденном Ленинграде выступал в воинских частях, на радио, публиковался в журналах «Звезда» и «Ленинград». В 1942 году был эвакуирован, создавал тексты для «Окон ТАСС», в город на Неве вернулся в 1944‑м, работал старшим редактором в Гослитиздате.

В начале 1946 года поэма Спасского «Всадник» была опубликована в журнале «Звезда», готовился к печати его одноименный сборник со стихами о Ленинграде. Вот лишь несколько строк из поэмы: «Я верю, // я борюсь, я торжествую. // Я, как и все, // Смотрел в глаза ­войны. // ­Люблю я прелесть города // живую, // Как голос друга, // Как лицо жены. // И волшебство // Пустынной панорамы // Зовет, // Всей лунной музыке назло, // Заделать стены, // Крепко вставить рамы // И в них вложить // Надежное стекло»

И вот эти лирические стихи почему‑то вызвали очень жесткую критику. «Так не было» — называлась рецензия в «Ленправде». Ее автор, Т. Трифонова, негодовала, что Спасский попытался вступить в перекличку с Пушкиным, «нелепо и назойливо» отождествлял Петра I с Россией. «Бесцветны, беспомощны, а подчас и невразумительны слова и образы, которыми пользуется Спасский», — говорилось в публикации. Идейная основа поэмы, по словам рецензента, неверна, а представление поэта о блокаде, о мыслях и чувствах защитников Ленинграда «бледно и фальшиво».

Резюме: из‑под пера Спасского вышло «ложное по идее, пустое по содержанию, бесцветное и безвкусное по форме стихотворное произведение, названное поэмой лишь по ­необычайной своей длине»…

Стоит ли говорить, каким ­серьезным «звонком» была в те времена критическая публикация в главной партийной газете города!.. А вскоре, в середине августа 1946‑го, грянуло печально знаменитое постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Пусть имя Спасского в нем не фигурировало, оно было направлено против Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, однако спустя некоторое время и Сергея Дмитриевича коснулись строки, прозвучавшие в постановлении:

«Как могло случиться, что журналы «Звезда» и «Ленинград», издающиеся в Ленинграде, городе-герое, известном своими передовыми революционными традициями, городе, всегда являвшемся рассадником передовых идей и передовой культуры, допустили протаскивание в журналы чуждой советской литературе безыдейности и аполитичности?»

В начале января 1951 года, в самый разгар «Ленинградского дела», Спасский был арестован. Ему инкриминировали участие в контрреволюционной группе и антисоветской агитации. Приговор — десять лет заключения. Срок он отбывал в Абезьском лагере на Полярном Урале, где ему довелось оказаться рядом с историком искусства Николаем Пуниным, философом Львом Карсавиным, поэтом Виктором Василенко…

В 1954 году Спасский был освобожден, вернулся в Ленинград. Продолжал работать над собственными произведениями, а также, будучи редактором издательства «Советский писатель», помогал другим авторам. Однако после лесоповала его здоровье было серьезно подорвано, и прожил он недолго: его не стало в 1956 году.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#поэзия #история #СССР #Медный всадник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 94 (7177) от 27.05.2022 под заголовком «Всадник против броневика».


Комментарии