Всадник против броневика. За что подвергли остракизму поэму Сергея Спасского

«Если для Пушкина трактовка образа Петра как олицетворения движения России вперед была закономерна, то в наши дни такая трактовка более чем неприемлема… При всем прогрессивном значении в истории России Петра I, символом современной России можно назвать фигуру Ильича на броневике, но никак не «Медного всадника»…» Такими словами 7 июня 1946 года со страниц «Ленинградской правды» была разгромлена поэма Сергея Спасского «Всадник».

Всадник против броневика. За что подвергли остракизму поэму Сергея Спасского | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Как отмечают литературоведы, Сергей Дмитриевич Спасский принадлежит к числу забытых поэтов и прозаиков, хотя его молодость прошла в кругу футуристов, а его стихи и дружбу ценили Андрей Белый, Борис ­Пастернак, Анна Ахматова, Михаил Кузмин. «Остро, сильно, четко, оригинально», — отозвался о его произведениях Андрей Белый…

Спасский родился в Киеве, но самыми важными для него городами были Тифлис и ­Петроград — Ленинград. Он учился в той же тифлисской гимназии, что и Гумилев. Потом — юридический факультет Московского университета, в 1918 году — призыв в Красную армию. С начала 1920‑х годов Спасский занимался драматургией, литературной критикой, переводами. Его авторству принадлежали сборник «Земное время», повесть в стихах «Неудачники», поэтические книги «Особые приметы», «Да», «Пространство».

Во время Великой Отечественной войны он участвовал в народном ополчении, в осажденном Ленинграде выступал в воинских частях, на радио, публиковался в журналах «Звезда» и «Ленинград». В 1942 году был эвакуирован, создавал тексты для «Окон ТАСС», в город на Неве вернулся в 1944‑м, работал старшим редактором в Гослитиздате.

В начале 1946 года поэма Спасского «Всадник» была опубликована в журнале «Звезда», готовился к печати его одноименный сборник со стихами о Ленинграде. Вот лишь несколько строк из поэмы: «Я верю, // я борюсь, я торжествую. // Я, как и все, // Смотрел в глаза ­войны. // ­Люблю я прелесть города // живую, // Как голос друга, // Как лицо жены. // И волшебство // Пустынной панорамы // Зовет, // Всей лунной музыке назло, // Заделать стены, // Крепко вставить рамы // И в них вложить // Надежное стекло»

И вот эти лирические стихи почему‑то вызвали очень жесткую критику. «Так не было» — называлась рецензия в «Ленправде». Ее автор, Т. Трифонова, негодовала, что Спасский попытался вступить в перекличку с Пушкиным, «нелепо и назойливо» отождествлял Петра I с Россией. «Бесцветны, беспомощны, а подчас и невразумительны слова и образы, которыми пользуется Спасский», — говорилось в публикации. Идейная основа поэмы, по словам рецензента, неверна, а представление поэта о блокаде, о мыслях и чувствах защитников Ленинграда «бледно и фальшиво».

Резюме: из‑под пера Спасского вышло «ложное по идее, пустое по содержанию, бесцветное и безвкусное по форме стихотворное произведение, названное поэмой лишь по ­необычайной своей длине»…

Стоит ли говорить, каким ­серьезным «звонком» была в те времена критическая публикация в главной партийной газете города!.. А вскоре, в середине августа 1946‑го, грянуло печально знаменитое постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Пусть имя Спасского в нем не фигурировало, оно было направлено против Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, однако спустя некоторое время и Сергея Дмитриевича коснулись строки, прозвучавшие в постановлении:

«Как могло случиться, что журналы «Звезда» и «Ленинград», издающиеся в Ленинграде, городе-герое, известном своими передовыми революционными традициями, городе, всегда являвшемся рассадником передовых идей и передовой культуры, допустили протаскивание в журналы чуждой советской литературе безыдейности и аполитичности?»

В начале января 1951 года, в самый разгар «Ленинградского дела», Спасский был арестован. Ему инкриминировали участие в контрреволюционной группе и антисоветской агитации. Приговор — десять лет заключения. Срок он отбывал в Абезьском лагере на Полярном Урале, где ему довелось оказаться рядом с историком искусства Николаем Пуниным, философом Львом Карсавиным, поэтом Виктором Василенко…

В 1954 году Спасский был освобожден, вернулся в Ленинград. Продолжал работать над собственными произведениями, а также, будучи редактором издательства «Советский писатель», помогал другим авторам. Однако после лесоповала его здоровье было серьезно подорвано, и прожил он недолго: его не стало в 1956 году.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#поэзия #история #СССР #Медный всадник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 94 (7177) от 27.05.2022 под заголовком «Всадник против броневика».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».