Время по светилу. Как в Петербурге появились солнечные часы
Весной 1721 года в Петербурге на колокольне церкви Святых апостолов Петра и Павла появились первые городские солнечные часы. Они находились в южном стенном проеме верхней звонницы, где располагались первые голландские колокола, но в 1756 году при пожаре были утрачены и до сих пор, к сожалению, не восстановлены.
ФОТО pixabay
Как и почти все в Петербурге, история городских гелиохронометров не обошлась без Петра Великого. Он ознакомился с солнечными часами во время своего первого путешествия в Европу – Великого посольства 1697 – 1698 годов.
Крупнейшие страны, в которые был нанесен визит, – Германия, Нидерланды и Англия – в XVII веке были известны в том числе и как производители солнечных часов. Наиболее полезным оказалось посещение британской столицы, где были закуплены многочисленные приборы и инструменты, в том числе астрономические. Оттуда в Россию был приглашен английский мастер солнечных часов Джон Бредли, успешно работавший сначала в Москве, а затем и в Петербурге.
После возвращения из Европы Петр и его сподвижники, в первую очередь Яков Брюс, прошедший обучение в Лондоне, в 1701 году открыли в Москве первую российскую Школу навигацких и математических наук. Затем уже в Петербурге была создана Инструментальная палата, которая начала проектировать и производить отечественные приборы и инструменты, в том числе и солнечные часы.
При жизни Петра в Северной столице их появилось несколько: кроме уже упомянутых на колокольне Петропавловского собора – в Летнем саду, у дворца «Монплезир» и в Верхнем саду Петергофа. Последние воссозданы, а те, что в Летнем саду и «Монплезире», еще ждут своего восстановления.
В XVIII и первой половине XIX века солнечные часы появились на дворце А. Д. Меншикова на Васильевском острове, у Адмиралтейства, в Арсенале на Литейном проспекте, в Морской Богоявленской церкви Кронштадта, на зданиях Лютеранской церкви на Невском и Введенского собора на Загородном проспекте, у здания Двенадцати коллегий. В императорских парадизах – в Гатчине, Павловске и Стрельне, на Петергофской и Царскосельской дорогах, в дворянских усадьбах – П. Б. Шереметева и А. К. Разумовского в Петербурге, А. П. Ганнибала в Суйде, Демидовых в Тайцах и Сиворицах, А. Н. Оленина в Приютине, Строгановых-Голицыных в Марьине.
Красота, изящество и разнообразие этих хронометров позволяют назвать тот период «золотым» для солнечных часов Петербурга. Он связан с именами таких выдающихся архитекторов, как Доменико Трезини, Антонио Ринальди, Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот, Иван Старов, Андрей Воронихин, Константин Тон, Александр Брюллов, Андрей Штакеншнейдер. Их имена широко известны, но никогда не упоминались в связи с солнечными часами.
А вот вторая половина XIX века и первая половина ХХ века стали для них «черной полосой» – эпохой забвения и разрушения. Верх взяли механические часы, поэтому солнечные в Петербурге просто перестали появляться. Революции и Гражданская война тоже привели к многочисленным утратам. Пострадали хронометры Петергофа, Стрельны, Гатчины, Царского Села и Павловска, многочисленных дворянских усадеб.
Возрождение интереса к солнечным часам пришлось в нашем городе на 70-е годы прошлого века. Продолжился процесс в последние десятилетия, когда – удивительно, но это так! – была создана почти половина из известных солнечных часов Петербурга и его пригородов. Именно в эпоху расцвета мобильного Интернета и цифровизации всех сфер нашей жизни! Значит, такие часы дают современному человеку что-то необычное, возможно, ощущение древнего чуда – измерение времени без какого-либо привода, батареек и связи со Всемирной паутиной.
Современные солнечные часы весьма разнообразны. Это не просто фигурный треугольник на пьедестале, а сложная декоративная композиция, например, «спираль времени» в Петропавловской крепости, «одуванчик» на Крестовском острове...
Правда, стремительный рост числа новых солнечных часов имеет и минусы: некоторые представляют собой просто арт-объекты с внешними признаками астрономического устройства для измерения времени. Где-то неправильные часовые углы, где-то неверно сделан часовой указатель, тень от которого показывает время. А поскольку это металлические или каменные конструкции, то их проще сделать заново, чем переделывать.
Впрочем, большинство современных солнечных часов все-таки действуют корректно. Их можно увидеть в пригородах Петербурга, например, в Репино, Лисьем Носу, Сиверском, и это логично, поскольку солнечные хронометры принадлежат к числу старинных садовых украшений. Радует и тенденция последних лет – размещать подобные объекты на окраинах города в новостройках, в результате там появляются запоминающиеся достопримечательности и ориентиры.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (6880) от 12.03.2021 под заголовком «Время по Солнцу».
Комментарии