Врачи и вожди. В Военно-медицинском музее показали свою «капсулу времени»

Похоже, выражение «капсула времени» устойчиво вошло в моду. Как, впрочем, и само явление. Вот и Военно-медицинский музей, идя в ногу со временем, решил дать своим посетителям возможность окунуться во времена не столь отдаленные. При этом даже не потребовалось никаких инсталляций. Просто в импровизированное музейное пространство превратили часть этажа, где находятся административные службы.

Врачи и вожди. В Военно-медицинском музее показали свою «капсулу времени» | Скульптурный портрет Николая Бурденко, основоположника отечественной нейрохирургии и первого президента Академии медицинских наук СССР, был создан в 1943 году Верой Мухиной. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Скульптурный портрет Николая Бурденко, основоположника отечественной нейрохирургии и первого президента Академии медицинских наук СССР, был создан в 1943 году Верой Мухиной. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Здание было построено в 1930-х годах для фельдшерского училища, в начале войны оно было эвакуировано в Омск, там и осталось. А эти помещения с 1945 года стали использоваться для административных служб музея, - говорит замдиректора Дмитрий Журавлев.

Длинный, широкий коридор с ковровой дорожкой... Стилистика конца 1930-х годов. Хоть фильмы снимай о том времени, никаких декораций не надо. Секрет такой блистательной сохранности прост: за неимением средств здесь никогда не было евроремонта. Электропроводку не прятали в пластиковые короба, не делали подвесной потолок, не меняли старый паркет. Поэтому и выглядит коридор точно так же, как и примерно семьдесят лет назад.

Теперь здесь воссоздана, говоря словами музейщиков, художественно-пространственная среда. По правой стороне коридора - скульптуры вождей: без них невозможно представить ни одно учреждение сталинской эпохи. Ленин (в том числе редкое в иконографическом плане изображение раненого Ильича), Сталин, Фрунзе, Киров, Ворошилов. По левой - врачи: Семашко, Федоров, Павлов, Бурденко, Вишневский...

Все скульптуры, представленные здесь, сделаны после войны специально для Военно-медицинского музея. Создателями были лучшие мастера - Михаил Аникушин, Вера Мухина, Виктор Синайский.

- Мы хотели показать образы новой генерации вождей, которые пришли к власти в результате революции 1917 года, - поясняет Журавлев. - И врачей, которые либо приспособились к новым условиям, поскольку были востребованы во все времена, либо создавали с нуля новую, советскую, систему медицинского обслуживания. Как Николай Семашко, бывший земский врач, профессиональный революционер, ставший первым наркомом здравоохранения Советской России.

Хорошие врачи нужны любой власти. Им даются привилегии, но при этом над ними осуществляется неусыпный надзор.

Яркий пример - судьба лейб-хирурга императорской семьи Сергея Федорова, с 1903 года до последних дней возглавлявшего кафедру госпитальной хирургической клиники Военно-медицинской академии. Казалось бы, близость к последнему императору должна была поставить крест на его карьере. И действительно, он дважды был арестован, признан «неблагонадежным элементом», выслан из Петрограда (но не в глухую провинцию, а в Москву!), а затем в 1923 году получил разрешение вернуться и вновь занять кафедру. Спустя шесть лет возглавил первый в стране Институт хирургической невропатологии.

Вообще отношения вождей с медициной - отдельная тема. Чего стоит одна лишь история с Михаилом Фрунзе, который, как известно, скончался, не перенеся операции...

- Возможно, причиной его смерти действительно был не злой умысел, а ошибка анестезиолога, вернее, «наркотизатора», по терминологии того времени, - говорит Журавлев. - Через несколько недель после смерти Фрунзе нарком здравоохранения Семашко подтвердил, что причиной случившегося стало неадекватное проведение наркоза. Но была и неофициальная версия: по стране сразу же поползли слухи, что командарм был убит по заказу то ли Троцкого, то ли Сталина...

Завершают ряд скульптурные портреты долгожителя Клима Ворошилова (он прожил 88 лет - врачи хорошо следили за его здоровьем) и доктора Александра Вишневского, который с успехом применил для лечения ран и язвенных процессов особую бальзамическую жидкую мазь, получившую название «мазь Вишневского».

P. S. Выставка «Медицина и вожди» открыта до февраля, но вход на нее только по субботам и воскресеньям в 16.00. Можно послушать экскурсовода, а можно просто посидеть в коридоре, послушать музыку 1930-х годов, речи лидеров государства, почувствовав атмосферу того времени.

#выставка #Военно-медицинский музей #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (6319) от 12.11.2018 под заголовком «Врачи и вожди».


Комментарии