Восстановление первоначального облика. В ходе ремонтных работ был обнаружен фундамент Казанской церкви
Эта церковь, запечатленная на фотографии начала ХХ века и стилизованная под популярный в ту пору древнерусский стиль, находилась на Воронежской улице. При этом она была хорошо видна с Лиговского проспекта, от которого ее отделяли невысокие строения.
Силуэт храма отсылал к мотивам древнерусского новгородского зодчества с куполами-шлемами. Фото начала ХХ века./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Храм был предназначен для подворья Пекинской духовной миссии — старейшего зарубежного учреждения РПЦ. Миссионеры вели проповеди, поддерживали православное население Китая, в их задачу также входило изучение истории и культуры Китая, маньчжурского, китайского и монгольского языков.
Решение о строительстве церкви было принято в 1906 году, земли для него несколькими годами ранее подарила вдова ремесленника Ирина Беляева. Проект двухэтажного четырехпрестольного каменного храма был разработан техником-архитектором Василием Шороховым, жившим неподалеку, на Расстанной улице. Через пять лет петербургский епархиальный архитектор Андрей Аплаксин значительно усовершенствовал его, и сразу же, в мае 1911 года, состоялась закладка церкви.
Строительство шло три года. По одному из своих приделов, освященному в честь иконы Казанской Божией Матери, церковь стали именовать Казанской. В народе же ее называли «Воронежской» — по месту расположения.
Старожилы вспоминали об огромных подвалах под храмом. В частности, житель одного из домов на Расстанной улице, Валерий Иванов, рассказывал мне, что его дедушка еще до революции возил на подводах в подвалы этой церкви красное вино…
Комплекс подворья включал в себя, кроме церкви, несколько зданий, в которых размещались приют для китайских детей, справочное бюро по Дальнему Востоку и библиотека китайских книг. Непосредственно к храму со стороны внутреннего двора примыкал высокий трехэтажный флигель, в котором находилась квартира настоятеля Пекинского подворья иеромонаха Леонида (Антощенко).
Со стороны Лиговской улицы (ныне проспекта) на территории подворья планировалось построить небольшую часовню. Но осуществить эти планы помешала революция. Через два года после нее, в 1919 году, Пекинское подворье закрыли. Казанская церковь стала приходской. А 25 марта 1938 года закрыли и церковь, отдав ее помещение под общежитие и клуб. Что же касается епископа Леонида, то в конце 1937 года он был расстрелян за «контрреволюционную деятельность». В 2002 году его канонизировала Русская Православная церковь. Каменный флигель, где он жил, сохранился до наших дней.
Во время войны в храм, точнее, в его купол, по воспоминаниям старожилов, попала бомба. Тем не менее здание простояло еще два десятка лет. В конце 1950‑х годов вид на него закрыл массивный сталинский дом, построенный на Лиговском проспекте (№ 237).
В конце 1960‑х годов церковь разрушили, а в начале 1970‑х годов на ее месте построили котельную — скорее всего, на бывшем фундаменте. Она простояла до 2018 года, через год место огородили забором, здесь намечалось сооружение бизнес-центра. Но эти планы так и не воплотились в жизнь.
В сентябре 2020 года на Воронежской улице, прямо напротив места, где стоял храм, прокладывали трубы, и рабочие наткнулись на старинную булыжную мостовую (два камня из нее, которые мне удалось унести, стали экспонатами музея истории Купчина), а также на мощный фундамент. Это значит, что возможность восстановить церковь на ее историческом месте еще есть: оно ничем не застроено.
Читайте также:
Похож, но не паровоз. «Духовой самокат» применения себе не нашёл
Природа языка: отражая смену эпох, он меняется вместе с миром вокруг
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (7812) от 12.12.2024 под заголовком «Пекинское подворье на Лиговке».
Комментарии