2Vtzqv4Hz9U

На чердаке бывшего Смольного монастыря была сделана уникальная находка

Письмо полуторавековой давности, адресованное одной из обитательниц. Пожелтевший листок лежал у бывшей печки и был присыпан мусором…

На чердаке бывшего Смольного монастыря была сделана уникальная находка  | Сохранность документа не самая хорошая, но разобрать написанное все‑таки можно./ФОТО автора

Сохранность документа не самая хорошая, но разобрать написанное все‑таки можно./ФОТО автора

Находка напомнила о малоизвестной странице истории здания Смольного монастыря: в нем с 1808 года располагался Вдовий дом. В него принимали дворянок, которые, оставшись без мужей, не имели материальной поддержки. В начале XIX века годовое содержание вдовы, дарованное государством, составляло 125 рублей.

Каково же было содержание письма, датированного 14 мая 1874 года? Некий Павел обращался к своей матушке Настасье Филипповне. Судя по всему, он был образованным человеком не без литературных способностей, но находился в крайне стесненных обстоятельствах. То, что мать жила не в его семье, в Екатеринодаре, а на казенном содержании, в богадельне, говорило только о его бедности.

Судя по письму, его мать просила у него денег, но он не смог ответить на ее просьбу, поскольку его жена Мария «неблагополучно разрешилась от бремени мертвым ребенком, которого родить не позволили ей силы». При этом в семье уже было четверо детей. Мария после неудачных родов долго болела, на лечение пришлось потратить все семейные накопления — двести рублей.

Павел описывал, как ухаживал за больной день и ночь, чуть не падая с ног от усталости. И признавался, что только спустя два месяца, получив письмо от подруги своей матери, вспомнил, что его мать тоже больна и просила денег. Тогда только он послал ей это письмо и десять рублей со словами: «Я делюсь с Вами последним, в надежде, что Господь Бог всемилосердится надо мной за доброе дело и пошлет выздоровление моей дорогой подруге». Правда, по его словам, он потерял адрес и поэтому писал наугад: «Во Вдовий дом, что под Смольным, на вдовью половину, в Кривой нумер»…

В этой истории жалко всех. И несчастную мать семейства, которая после пятых родов потеряла ребенка и тяжело болела. И ее мужа, который не мог обеспечить свою семью и сам ухаживал за женой, которую называл «бедной страдалицей». Очень жаль и Настасью Филипповну, которой тоже не хватало денег на существование.

Одним словом, печальное это было место — Вдовий дом… Число его обитательниц колебалось от 200 до 370 человек. И были они очень разными: одни жили за счет своих средств, получая уход и дешевое жилье, имея по две комнаты и прислугу, другие проживали в общих спальнях исключительно на казенном содержании.

Оказывались здесь даже выпускницы и классные дамы Смольного института благородных девиц. Дочь писателя Александра Радищева Фекла Александровна, бывшая смолянка, оставшись без средств после смерти мужа, полковника Боголюбова, стала жить в этом казенном заведении с сыновьями. Ее сестра Анна Радищева, прослужив в Смольном институте классной дамой больше четверти века, остаток жизни провела во Вдовьем доме.

После октября 1917 года заведение был закрыто. В его помещениях расположились различные советские организации.


#письмо #монастырь #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7609) от 22.02.2024 под заголовком ««…на вдовью половину, в Кривой нумер»».


Комментарии