Владимир, Инесса, Надежда

В нашем городе побывала журналистка, писатель, телеведущая Ританна АРМЕНИ. Она специально приезжала в Россию, чтобы представить вышедшую к столетию революции свою книгу «Об этой любви никто не должен знать. Инесса Арманд и Владимир Ленин» (в переводе Наталии Колесовой). Вообще одним из постоянных предметов интереса Ританны Армени является участие женщин в общественной и политической жизни. Девять ее книг вышли на итальянском языке, а новое произведение стало первым, переведенным на русский.

Владимир, Инесса, Надежда | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Ританна, начну с более общего вопроса: как вам из Италии видится столетний юбилей русской революции?

- Мне кажется, что у нас было даже больше внимания к этой теме, нежели в самой России. Конференции, публичные лекции, серьезные публикации в газетах... На мой взгляд, на этом фоне в Италии на второй план отошло даже столетие битвы при Капоретто, происходившей практически одновременно с Октябрьской революцией. А ведь это сражение Первой мировой войны имело важнейшее трагическое значение для судьбы Италии, едва не поставило ее на грань поражения. Тогда ее спасла только помощь стран Антанты...

- Как в Италии относятся к Ленину?

- По правде говоря, он не пользуется у нас особенной симпатией. Что же касается меня, я просто очень влюбилась в одну историю, которую в Италии совершенно не представляют. Да и, по-моему, в России тоже не знают эту историю до конца.

Поначалу мне хотелось написать очерк о «любви на стороне» тех, кто в разные времена хотел изменить мир. С Инессой Арманд я «встретилась» случайно и не могла с ней расстаться. Меня заинтриговал ее загадочный образ, почти призрак, едва видимый. Я перечитала практически все книги, которые были ей посвящены, изучила доступные архивные документы. И поняла, что надо отдать должное женщине, с которой история обошлась явно несправедливо...

До того, как поставить точку, я специально побывала в России, чтобы увидеть места, с которыми была связана Арманд. В Пушкино под Москвой, где даже есть улица имени Инессы Арманд, мне показали дома, в которых жили рабочие и служащие фабрики, принадлежавшей семье Арманд. И главное - сияющие купола церкви Святого Николая, в которой Инесса венчалась с Александром Армандом, богатым текстильным промышленником, управлявшим семейными фабриками... А в местном краеведческом музее я увидела небольшой уголок, похожий на алтарь, в котором стояли статуя Ленина и мраморный бюст Инессы. Этот след их любви мне был особенно важен.

Я рассказываю любовную историю, которая долгое время была укрыта. Про нее не говорила советская историография: согласно ей, в жизни Ленина существовала только одна женщина - Надежда Крупская, соратник и верный друг. Даже в итальянской историографии на женщин русской революции смотрели так, как будто бы у них не было никаких чувств. Как будто бы они жили только ради борьбы.

Не берусь судить Ленина с исторической точки зрения. Каждый пусть думает о нем, как хочет. Точно так же по-разному можно оценивать и революцию: и как путч заговорщиков, и как воплощение воли русского народа. Я хочу только обратить внимание на то, что у Ленина тоже была частная жизнь, в которой важнейшую роль играла Инесса Арманд...

- В России, да и не только в ней, Ленин для многих остается иконой. Не боитесь ли замахнуться на святое?

- Не думаю, что эта книга портит его имидж как вождя. Наоборот, она добавляет ему человеческие черты, обогащает его образ. Вообще, отношения Ленина и Арманд были драматическими и мучительными для обоих: они то приближались, то отдалялись друг от друга...

Первая встреча Ленина и Арманд произошла в одном из парижских кафе осенью 1909 года. Инесса была под впечатлением от прочитанной недавно его книги «Развитие капитализма в России». Ленину было чуть меньше сорока, ей - тридцать пять. Арманд появилась в жизни Ленина, когда он был почти в полном одиночестве. Его прагматизм, цинизм и то, как он строил отношения в партии (особенно касательно финансов), отдалили от него многих людей.

Инесса не могла не замечать в Ленине политическую страстность на грани одержимости. Но ей, по всей видимости, казалось, что сквозь все это проглядывает мягкость и неожиданная нежность. Они становятся соратниками, и с тех пор, что бы ни происходило вокруг него, Владимир Ильич никогда не упускает из виду Инессу.

Однако проходит время, и Ленин в какой-то момент объявляет Инессе, что их отношения опасны, наносят вред партии, компрометируют его лично. «Нельзя иметь две страсти», - сказал ей Владимир Ильич. Под первой он имел в виду революцию, под второй - любовь...

- Когда я прочитал вашу книгу, у меня возникло впечатление, что вы буквально покорены Инессой Арманд...

- Да, совершенно верно. Иногда даже мне казалось, что я сердилась на нее: она была порой слишком послушной, подчиняла себя Ленину и партийной дисциплине. А ведь отношение Ленина к женщинам было очень традиционным, консервативным. Идея «свободной любви», с которой выступала Арманд, вызывала у него раздражение и насмешку...

Что же касается Крупской, то, можно сказать, она подарила всю свою жизнь Владимиру Ильичу. Она прекрасно понимала, что Ленин любит Инессу. Но одновременно она знала, что у нее есть свое незаменимое место рядом с ним. И то, что она ему дает, он не может получить от Инессы. Она всегда рядом с ним, решает все вопросы, связанные с его жизнью и бытом. У Надежды было четкое представление о своем браке: революция нуждается в Ленине, а Ленину нужна женщина, товарищ, которая бы помогала и поддерживала его. И она оставалась рядом.

Удивительно, но Надежда Крупская и Инесса Арманд, будучи рядом с Лениным, оставались подругами. В этом был и момент революционной дисциплины: товарищи по партии не могли и не должны были соперничать друг с другом из-за мужчины. В маленькой парижской квартирке эти две женщины проводили дни напролет, занимаясь партийной работой: Надя поддерживала связь с Россией, Инесса - с европейскими социал-демократами...

Я понимаю Крупскую, сочувствую ей, но, несмотря ни на что, вижу Инессу в роли победителя. Она свободно распоряжается своей жизнью. И впоследствии находит в себе силы стать политическим оппонентом Ленина: после октября 1917-го она разделяла идеи «левого коммунизма», выступала против Брестского сепаратного мира с Германией. Не соглашалась она и с экономическими действиями правительства, возглавляемого Лениным.

- Ваша книга не является научным исследованием, в ней нет нигде указаний на источники...

- Да, и это сознательный ход, хотя источников, конечно же, немало. Я видела свою задачу в том, чтобы соединить их в одну историческую ткань и придать ей художественное звучание.

Ленин написал Инессе огромное количество писем - больше, чем кому бы то ни было. В партийном архиве в Москве много лет пролежало полное любви и боли послание Инессы Арманд Ленину, которое она написала ему в январе 1914 года, но так и не отправила. Оно было обнаружено историками только в 1992 году. Там есть и такие слова: «Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью - и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать?».

Не могу не напомнить финал их отношений. Инесса Арманд, будучи осенью 1920 года на Кавказе, куда Ленин отправил ее отдохнуть, заразилась холерой. 9 октября 1920 года гроб с ее телом был доставлен в Москву... По решению Ленина Инессу Арманд похоронили в некрополе у Кремлевской стены. В медиатеке итальянского радио и телевидения сохранился короткий ролик, снятый во время ее погребения. Несколько плохо смонтированных кадров, но на них видны боль Ленина, его смятение. Несколько лет спустя Александра Коллонтай написала: «Когда мы шли за гробом Инессы, Ленина было не узнать, он шел с закрытыми глазами и, казалось, вот-вот упадет»...

В моей книге нет вымысла, хотя, на мой взгляд, исторической правды как таковой не существует. Есть люди и их мнения. Я не претендую на истину. Я просто рассказываю об отношениях Ленина и Арманд так, как это вижу со своей точки зрения. Но я считаю, что в моем рассказе гораздо больше правды об этой истории, чем это было прежде.

#Ритонна Армени #Ленин #женщины

Комментарии