2Vtzqv4Hz9U

Витрина обновленной России. Что представляли собой петровские «Ведомости»

Об этом деянии царя-реформатора в принципе известно, хотя в должной мере оно до сих пор не осмыслено. Речь об основании первой российской печатной газеты «Ведомости», издававшейся с 1703-го по 1727 год. В нынешнем году эксперты Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы провели контент-анализ петровских «Ведомостей». Наши собеседники — замдиректора института кандидат юридических наук Дмитрий МЕРЕШКИН, а также профессор доктор филологических наук Максим КИМ, возглавивший научную группу, в которую вошли преподаватели и студенты вуза. Итоги исследовательского проекта будут представлены на Невском форуме, который пройдет в Президентской библиотеке с 23 по 25 июня.

Витрина обновленной России. Что представляли собой петровские «Ведомости» | Титульные листы «Ведомостей» нередко были украшены гравюрами. Этот, с панорамой невских берегов, датирован 1713 годом./Репродукция. ФОТО автора

Титульные листы «Ведомостей» нередко были украшены гравюрами. Этот, с панорамой невских берегов, датирован 1713 годом./Репродукция. ФОТО автора

Справедливости ради, газета «Ведомости» все‑таки родилась не на пустом месте, до нее были «Куранты»?

Максим КИМ: — Это совсем другое. Выходившая еще с 1621 года рукописная газета «Куранты», которую готовили в Посольском приказе, была адресована почти исключительно царю и боярам. И практически 100 % информации в ней составляли переводы из иностранных газет. А в «Ведомостях» появилась уже оригинальная, российская информация, и читали газету не только царские приближенные. По сути, она формировала умы дворян, обученных грамоте, то есть была фактически ориентирована на национальную элиту — государевых людей, принимавших решения.

Указ об издании «Ведомостей» датирован 16 декабря 1702 года. В нем, в частности, говорилось: «О всяких делах надлежит печатать куранты…». Имелось тогда в виду создание именно доступной газеты, выпуски которой стоили бы дешевле и предназначались для «всенародного объявления событий военных и политических».

Первый номер вышел в свет 2 января 1703 года. Сначала как «Ведомости Московского государства», или «Ведомости московские». К комплекту газеты за 1704 год был приложен титул, наиболее полно объяснявший содержание: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах».

Замечу, что «Ведомости» нигде не именовались газетой: это понятие появилось в России гораздо позже, только в 1809 году — в подзаголовке периодического издания под названием «Северная почта», которое стало издавать Министерство внутренних дел… А название «Ведомости», как и глагол «ведать», в русском языке производны от слова «веда», которое на одном из древнейших индоевропейских языков — санскрите — означало «знание».

Что же касается содержания, то почти половина материалов представляла собой переводы из иностранных газет — эта традиция осталась от «Курантов». Но помимо них, повторю, появилась оригинальная российская информация.

В силу того, что газета выходила во время Северной войны, чуть больше 30 % материалов было посвящено событиям на театрах военных действий. 14 % составляла дипломатическая хроника. Обратите внимание: социально-­экономическим проблемам было посвящено всего 3 % материалов, работе государственных учреждений — 2 %. Да, этого мало, но именно на эти тексты мы обращали особое внимание.

Газета не имела постоянного формата, тиража и строгой периодичности выпуска. В среднем она выходила один раз в неделю, но количество номеров за год было разным. К примеру, в 1703 и 1704 годах было выпущено 39 номеров, в 1705 году — 46. А вот в 1718 году вышел только один номер, и этому есть объяснение. Именно в том году проходил процесс по делу царевича Алексея, обвиненного в государственной измене и заговоре против отца. По всей видимости, власти не хотели будоражить государевых людей и давать лишнюю информацию.

Тираж одного номера в среднем составлял 200 – 300 экземпляров, причем подписки на газету не было: она распространялась путем продажи. Об этом известно из различных исторических источников. Рекордным стал четырехтысячный тираж одного из номеров газеты в 1717 году, в котором сообщалось, что супруга царя Екатерина Алексеевна родила Петру Великому наследника…

Конечно, «Ведомости» не раз становились объектом изучения и до нас, но мы взяли особый ракурс: роль первой русской газеты в государственном управлении. Насколько мы поняли, в теории и истории журналистики он практически не затрагивался, и меня это поразило. Ведь Петр создавал газету своим указом вовсе не для забавы: это был важнейший управленческий инструмент его политики. В самой газете об этом напрямую не говорилось, но по сути дела это было именно так.

То есть «Ведомости» были государственной газетой?

Дмитрий МЕРЕШКИН: — Конечно, в отличие от европейских газет того времени — частных, коммерческих.

Когда мы углубились в тему, провели сплошной контент-анализ всех выпусков (большинство экземпляров оцифровано и широко доступно), то поняли, как много удалось благодаря газете.

Фактически издание «Ведомостей» служило первой — и достаточно успешной! — попыткой создать единое информационное пространство: сначала на территории Русского царства, которое по инерции продолжали называть Московским государством, а затем уже и Российской империи. И более того, попыткой на государственном уровне управлять информацией.

М. К.: — Когда смотришь с этой точки зрения, то начинаешь совершенно по‑особенному понимать содержание газеты. Петру надо было объяснить представителям элиты смысл проводимых им изменений в государстве и убедить, почему необходимо действовать именно так, а не иначе.

К примеру, уже в самых первых выпусках отразилось состояние русских ­войск, связанное с поражением под Нарвой. Оно было тяжелейшим. Чтобы восполнить потери в артиллерии, пришлось делать неслыханное — переливать в пушки колокола. И газете пришлось объяснять, почему это происходит.

Так, уже 2 января 1703 года «Ведомости» сообщали: «На Москве вновь ныне пушек медных, гоубиц и мартиров вылито 90. Те пушки, ядром по 24… и по 20 фунтов, гоубицы бомбом пудовые и полупудовые, мартиры бомбом девяти, трех и две пудовые и меньше. И еще много форм готовых, великих и средних к литью пушек, гоубиц и мартиров. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше чем пуд лежит…».

Никогда прежде власть публично не заявляла о намерениях и никаких пояснений не давала. А вот теперь газета впервые стала эффективным управленческим инструментом продвижения реформ, и Петр ее искусно использовал.

Опубликованные в «Ведомостях» материалы демонстрировали, что представитель любого сословия при условии успешной службы на благо страны мог стать государевым человеком. Иными словами, газета фиксировала, что появился реально действующий социальный лифт, если пользоваться современными терминами. В ней немало сообщений о том, что в ходе торжественных церемоний, при большом стечении послов и министров, происходили награждения, объявляли о повышениях по службе. И в военных реляциях перечисляли награжденных, иногда вплоть до последнего солдата.

Так что помимо информационной функции газета выполняла, разумеется, и агитационно-пропагандистскую, которая прослеживается очень четко…

То есть Ленин был прав, называя газету коллективным пропагандистом, агитатором и организатором?

Д. М.: — Можно сколь угодно иронизировать над его высказыванием, но по сути он был прав. Газета, конечно, отражала определенный спектр идей. И однозначно можно сказать, что «Ведомости» были рупором абсолютистской, монархической идеологии Петра. А какая идеология без цензуры?

Сохранились оттиски «Ведомостей» с личной правкой Петра. Если ему казалось, что переводные тексты из иностранных газет, главным образом немецких и голландских, каким‑то образом снижали позитивный образ России и ее союзников или не работали на него либо просто противоречили представлениям царя, он вычеркивал информацию, которая ему не нравилась. Пометки на полях гласили: «Сей статьи в народ не пускать»…

Сбор материалов для «Ведомостей» был возложен на органы центрального управления России — приказы. Кроме того, в газете впервые появились авторские материалы. И это уникальная ситуация, когда сами государственные чиновники (дьяки различных приказов, а впоследствии служащие коллегий) наполняли газету информацией. Они выступали и в качестве корреспондентов, и как компетентные источники.

Фактически авторами были ближайшие сподвижники Петра — государственные деятели и дипломаты Федор Апраксин, Гавриил Головкин, Василий и Григорий Долгоруковы, Борис Куракин, Петр Толстой. Точнее, в газете указывалось, от кого из них поступила та или иная корреспонденция, сообщавшая о «российских торговых и промышленных делах», строительстве каналов, возведении и открытии новых мануфактурных производств, пороховых и селитренных заводов.

Да и сам Петр участвовал в создании и деятельности газеты, поэтому его с полным правом можно назвать одним из первых отечественных журналистов и редакторов. Он сам был автором многих «реляций».

А кто был редактором?

М. К.: — Официально редакторы не были указаны, но известно, что до 1711 года информацию, поступавшую из приказов, обрабатывал директор московской типографии Федор Поликарпов, а затем, когда издание газеты перенесли на берега Невы, этим занимался директор петербургской типографии Михаил Аврамов.

Кстати, тогда же первую страницу «Ведомостей» стали украшать гравюрой. На ней был изображен вид Петербурга с Невой и Петропавловской крепостью, а над ними — парящий в небесах греческий бог торговли Меркурий, покровитель искусств и ремесел.

В 1719 году Аврамова на посту редактора сменил сотрудник Коллегии иностранных дел Борис Волков. По сути, именно он стал первым профессиональным российским журналистом, который уже не только редактировал, но и сам готовил материалы.

Происходило и формирование системы жанров. Первым из них были корреспонденции — уже упомянутые письма в газету. Вторым — реляции, в которых сообщалось о сражениях и победах. Эти донесения военачальники присылали прямо из походов.

Удивительно, что в «Ведомостях» появлялись даже обзоры книг. В 12‑м номере за 1710 год был опубликован «Реестр новым книгам гражданским, которые по указу Царского Величества напечатаны новоизобретенною Амстердамскою азбукой». Так называли гражданский шрифт, на который в 1708 году было переведено русское книгопечатание. «Амстердамским» его именовали потому, что именно в этом голландском городе был отлит первый шрифт.

До этого, как известно, использовался церковнославянский полуустав. «Ведомости» полностью отказались от него в 1710 году.

Критические материалы могли попасть на страницы «Ведомостей»?

Д. М.: — Разумеется, никаких критических высказываний в адрес власти и чиновников на страницах «Ведомостей» не было и быть не могло. Однако обратите внимание: газета все‑таки стремилась к определенной объективности. Даже в тех победных реляциях, которые были опубликованы на ее страницах, указывались и конкретные потери русской армии.

М. К.: — И, судя по историческим источникам, достаточно правдивые. Это меня особенно поразило.

Да, реформы Петра вызвали определенное сопротивление. И оно все‑таки находило свое отражение в газете. Например, в «Ведомостях» сообщалось про восстание крестьян под предводительством Кондратия Булавина. Хотя газета вообще могла не давать ни строчки об этом событии, просто сделать его зоной умолчания. Но нет, про него было сказано, и даже имя бунтовщика упомянуто…

Вот как это звучало: «Донской казак вор родственник Кондрашка Булавин осмелился во украинских гродах в донских казаках учинить бунт. Собрал к себе несколько воров и единомышленников и посылал прелестные письма во многие города и села призывал к своим воровским единомыслию. И таковые же воры и весь донские казаки, иные по нужде, а иные по прелести к нему пристали.

И собравшееся многолюдство ходили по городам и селам для разорения и призывали иных в свое единомыслие. И того ради царское величество указал послать свои войска под командою господина Долгорукого, дабы того вора Булавина поймать, и злой их воровской совет разорить…».

Вы представляете, с какими подробностями написано про антиправительственный мятеж! Мне кажется, что для того времени это было очень сильно.

Нынешнюю газету трудно представить без рекламы. А в «Ведомостях» она была?

— Нет, платной рекламы не было. А вот объявления были, но они имели определенный, как бы сейчас сказали, информационный повод. К примеру, в 1719 году сообщалось об олонецких водах, которые «исцеляют различные жестокие болезни, а именно: цинготную, ипохондрию, желчь, бессильство желудка, рвоту, понос, чечунную, каменную, ежели песок или малые камни, и оные из почек гонит». А поводом послужило путешествие туда снохи Петра I — царицы Прасковьи Федоровны.

В «Ведомостях» немало самой любопытной информации — о погоде, о заразных болезнях, об удивительных чудесах в небе. Такие характерные детали дают почувствовать дух эпохи…

Вообще же поиск формата, адресатов, распространения, источников информации — все это позволяет оценить петровские «Ведомости» как уникальный эксперимент своего времени! В ней все начала начал, все ростки идут из нее. Появился даже фельетон, хотя он так и не назывался. Речь о своего рода сатирических материалах, в которых врага предавали осмеянию.

Д. М.: — Что еще принципиально важно: «Ведомости» служили источником сведений о событиях не только для читателей внутри России, но и за ее пределами. Ведь откуда за границей узнавали о событиях в Московии? В немалой степени из сообщений своих послов, а те зачастую интерпретировали информацию в «антироссийском» духе, иногда просто выдавали желаемое за действительное.

В этих условиях «Ведомости» противодействовали той информации, которая шла от противников России, служили для Европы источником официальных сведений. И иностранные газеты не только стали использовать сообщения своих послов, но и перепечатывали сообщения из российских «Ведомостей». Таким образом, первую русскую газету можно расценивать и как попытку сформировать образ государства, который хотелось бы видеть Петру.

Мол, смотрите, мы вовсе не дремучая и темная Московия…

— …а цивилизованная христианская страна с определенными правовыми основами, городами, дорогами, мануфактурами, и поэтому иностранцам не надо бояться приезжать в Россию на работу. Да, совершенно верно.

Петр хотел, чтобы газета служила своего рода «витриной» обновленной России, чтобы она представляла то государство, которое было бы привлекательно для Европы. И это была одна из целей газеты — давать за границей образ России не как варварской и отсталой, а как цивилизованной страны, которая борется за свои национальные интересы…

М. К.: — «Ведомости» просуществовали четверть века. Да, после ухода из жизни Петра они уже не были таким успешным предприятием, как прежде. В 1727 году появилось всего четыре номера газеты, в том же году издание передали в ведение Академии наук.

Любопытно, что перед самым закрытием прежних «Ведомостей» в них появилась обобщающая публикация о петровских реформах. В частности, говорилось, что «все государственные дела, о которых трудился высокославный премудрый государь Петр Великий император Всероссийский, для вечная себе и подданным жизни… находятся в состоянии благополучном…». В определенном смысле это подведение итогов деятельности Петра.

Когда газета перешла к Академии наук, главным редактором стал историк, один из создателей «норманнской теории» немец Герхард Фридрих Миллер. Он начал печатать «Ведомости» на немецком языке. Но дорого стоившее издание, да еще и выпускавшееся на немецком, не особенно покупали, и с 1728 года преемником петровской газеты стали «Санкт-Петербургские ведомости», которые печатали уже на русском. На мой взгляд, очень важно: их бы не было, если бы не тот опыт, который был накоплен «Ведомостями» за 25 лет. Он сыграл фундаментальную роль.

Так что можете смело считать, что у истоков вашей уважаемой газеты был сам Петр Великий. Чем не предмет для гордости?

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #газета #печать #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (7185) от 08.06.2022 под заголовком «Витрина обновленной России».


Комментарии