Виртуозная копия

В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств хранится рисунок с фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, украшавший трапезную доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Итальянский художник Джузеппе Босси скопировал эту фреску при чрезвычайно тревожных обстоятельствах.

Виртуозная копия | Рисунок Босси (на иллюстрации — фрагмент) очень редко выставляется на всеобщее обозрение из-за его размеров (два на пять метров) и техники, в которой он выполнен.

Рисунок Босси (на иллюстрации — фрагмент) очень редко выставляется на всеобщее обозрение из-за его размеров (два на пять метров) и техники, в которой он выполнен.

Ей грозила гибель — не только от времени, но и от варварства современников. Дело в том, что при создании фрески в 1495 — 1498 годах Леонардо да Винчи экспериментировал с материалами, что довольно быстро привело к разрушению красочного слоя. Монахи не ценили это творение и даже прорубили через него дверь, уничтожив часть изображения. А затем добавилась новая угроза, когда в конце XVIII века город заняли французские войска. В трапезной хранили оружие, а солдаты упражнялись в метании в «Тайную вечерю» камней и выкалывании глаз апостолам.

В 1808 году вице-король Италии Евгений де Богарне, будущий первый герцог Лейхтенбергский, родоначальник знаменитого в Европе художественного собрания, желая зафиксировать бессмертное творение да Винчи, поручил художнику Джузеппе Босси воспроизвести для него оригинал. Виртуозный рисовальщик Босси, тщательно и вдумчиво изучавший манеру Леонардо, выполнил на картоне копию — реконструкцию фрески.

— Ныне рисунок Босси является единственным сохранившимся в академии произведением из собрания герцога Лейхтенбергского, — говорит заместитель директора музея Академии художеств по научной работе Вероника Богдан. — Два члена этой семьи — герцог Максимилиан и его супруга великая княгиня Мария Николаевна — были президентами Академии художеств, впоследствии на протяжении тринадцати лет у нас размещалось собрание Лейхтенбергских. Эта коллекция действительно была уникальной в Европе — и по масштабам, и по именам художников, и по значимости произведений.

Коллекция, согласно принятой в Европе майоратной форме наследования, вместе с прочим имуществом переходила к старшему сыну в роду. От Евгения де Богарне к его сыну герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, от него — к герцогу Николаю Максимилиановичу. После того как в 1852 году герцог Максимилиан умер, все недвижимое имущество семьи Лейхтенбергских в Баварии было переведено в деньги и вместе с коллекцией и фамильными драгоценностями отослано в Россию. В 1863 году совершеннолетний герцог Николай стал полноправным наследником, а в 1884 году он передал коллекцию в Академию художеств при условии: она могла находиться там, только пока он жив.

После смерти Николая Максимилиановича в 1890 году между его братьями и детьми начались споры о принадлежности коллекции. Закончилось все тем, что наследники начали ее распродавать и вывезли принадлежавшую им часть из России: по некоторым сведениям — еще до Первой мировой войны, остальное — после 1917 года. Теперь предметы из коллекции периодически появляются на европейских аукционах.

Что же касается фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в Милане, то многочисленные и неудачные реставрации оказали на нее губительное влияние. К счастью, последняя, завершившаяся в 1999 году, спасла это произведение. Правда, сохранить удалось не так много, но и увиденное потрясает...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (5330) от 29.10.2014.


Комментарии