Главная городская газета

Виртуозная копия

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Партбилет как библия

О чем мечтал и к чему стремился «новый человек» Читать полностью

Двенадцатый

После побега выжить удалось только ему одному Читать полностью

Автограф на стене

Звука выстрела Алексей не расслышал, только почувствовал, как дрогнула под ногами земля и горячая волна швырнула его на дно оврага. Читать полностью

Блокадный конь Васька

C группой выздоравливающих был отправлен для окончательной поправки здоровья «на природу» - Карельский перешеек... Читать полностью

Сувенир из прошлого

Предлагаю к дню полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады испечь хлеб по блокадному рецепту. Читать полностью

Живу за маму и сестру

Жили мы в Петергофе. Когда началась война, дома остались мама, младшая сестренка Зоя и я. Читать полностью
Реклама
Реклама
Виртуозная копия | Рисунок Босси (на иллюстрации — фрагмент) очень редко выставляется на всеобщее обозрение из-за его размеров (два на пять метров) и техники, в которой он выполнен.

Рисунок Босси (на иллюстрации — фрагмент) очень редко выставляется на всеобщее обозрение из-за его размеров (два на пять метров) и техники, в которой он выполнен.

В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств хранится рисунок с фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, украшавший трапезную доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Итальянский художник Джузеппе Босси скопировал эту фреску при чрезвычайно тревожных обстоятельствах.

Ей грозила гибель — не только от времени, но и от варварства современников. Дело в том, что при создании фрески в 1495 — 1498 годах Леонардо да Винчи экспериментировал с материалами, что довольно быстро привело к разрушению красочного слоя. Монахи не ценили это творение и даже прорубили через него дверь, уничтожив часть изображения. А затем добавилась новая угроза, когда в конце XVIII века город заняли французские войска. В трапезной хранили оружие, а солдаты упражнялись в метании в «Тайную вечерю» камней и выкалывании глаз апостолам.

В 1808 году вице-король Италии Евгений де Богарне, будущий первый герцог Лейхтенбергский, родоначальник знаменитого в Европе художественного собрания, желая зафиксировать бессмертное творение да Винчи, поручил художнику Джузеппе Босси воспроизвести для него оригинал. Виртуозный рисовальщик Босси, тщательно и вдумчиво изучавший манеру Леонардо, выполнил на картоне копию — реконструкцию фрески.

— Ныне рисунок Босси является единственным сохранившимся в академии произведением из собрания герцога Лейхтенбергского, — говорит заместитель директора музея Академии художеств по научной работе Вероника Богдан. — Два члена этой семьи — герцог Максимилиан и его супруга великая княгиня Мария Николаевна — были президентами Академии художеств, впоследствии на протяжении тринадцати лет у нас размещалось собрание Лейхтенбергских. Эта коллекция действительно была уникальной в Европе — и по масштабам, и по именам художников, и по значимости произведений.

Коллекция, согласно принятой в Европе майоратной форме наследования, вместе с прочим имуществом переходила к старшему сыну в роду. От Евгения де Богарне к его сыну герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, от него — к герцогу Николаю Максимилиановичу. После того как в 1852 году герцог Максимилиан умер, все недвижимое имущество семьи Лейхтенбергских в Баварии было переведено в деньги и вместе с коллекцией и фамильными драгоценностями отослано в Россию. В 1863 году совершеннолетний герцог Николай стал полноправным наследником, а в 1884 году он передал коллекцию в Академию художеств при условии: она могла находиться там, только пока он жив.

После смерти Николая Максимилиановича в 1890 году между его братьями и детьми начались споры о принадлежности коллекции. Закончилось все тем, что наследники начали ее распродавать и вывезли принадлежавшую им часть из России: по некоторым сведениям — еще до Первой мировой войны, остальное — после 1917 года. Теперь предметы из коллекции периодически появляются на европейских аукционах.

Что же касается фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в Милане, то многочисленные и неудачные реставрации оказали на нее губительное влияние. К счастью, последняя, завершившаяся в 1999 году, спасла это произведение. Правда, сохранить удалось не так много, но и увиденное потрясает...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook