Главная городская газета

Вилла у платформы

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
Вилла у платформы | За прошедшие сто шестьдесят лет много в Стрельне изменилось, но железнодорожная станция продолжает радовать своей красотой и «замечательной изящностью». ФОТО АВТОРА

За прошедшие сто шестьдесят лет много в Стрельне изменилось, но железнодорожная станция продолжает радовать своей красотой и «замечательной изящностью». ФОТО АВТОРА

Возведенный архитектором Николаем Бенуа стрельнинский вокзал больше напоминает романтическую итальянскую приморскую виллу с венецианскими окнами. А еще он примечателен тем, что имеет разные фасады.

Особенно впечатляют северный и восточный. Первый, обращенный в противоположную сторону от платформы, имеет самый парадный вид. Посредине возвышается чудная четырехэтажная квадратная башня бельведер (так называют постройку на возвышенном месте, позволяющую обозревать окрестности) с открытой галереей, украшенной колоннами и защищенной от непогоды обширным навесом с высоким флагштоком.

Когда-то с бельведера открывался прекрасный вид на Стрельнинское взморье. Под башней был обустроен арочный царский въезд с пандусом для карет.

Восточный фасад вокзала, обращенный к Петербургу, напоминает древнеримскую базилику. Он украшен двухэтажным выступом, в котором вот уже 160 лет располагается кабинет начальника станции. Здесь же были устроены царские покои с отдельным крытым выходом на платформу. В них часто ожидали экстренного поезда за границу и зарубежные королевские высочества, и сопровождающие их высокопоставленные лица, о чем сообщали газеты. Теперь в парадных покоях - билетные кассы.

На первом этаже станции были служебные помещения, билетные кассы, буфет, зал ожидания с молельней в красном углу. На втором этаже располагались квартиры железнодорожников. В едином со станцией стиле рядом были построены общественный нужник и подсобное помещение для дров.

Эта станция стала одним из украшений Петергофской железной дороги. Четвертая по счету в Российской империи после Царскосельской (1836), Варшаво-Венской (1840) и Николаевской (1851), она соединила столицу с императорским Петергофом. Построил эту линию на свои средства барон Александр Штиглиц. Деятельное участие в воплощении проекта принял богатый стрельнинский дачник граф А. Ф. Орлов. Именно он подсказал барону свободное место для строительства станции в Стрельне - рядом со своей роскошной дачей на пересечении древней Нарвской дороги.

В начале июня 1853 года граф А. Ф. Орлов сообщил барону А. Л. Штиглицу, как значится в архивных документах РГИА, что император одобрил строительство железнодорожной линии и «повелел дать делу законный ход».

Понадобилось еще три года бюрократических согласований, и только в 1856 году началось строительство двухпутной линии длиной 27 верст с четырьмя станциями: Красносельская (с 1859 года - Лиговская, спустя восемь лет - Лигово), Сергиево (с 1918 года - Володарская, в 2010 году вернули прежнее название), Стрельна и Петергоф (ныне Новый Петергоф).

Все станции были построены по индивидуальным проектам придворным архитектором академиком Николаем Бенуа. Одноэтажная Красносельская - в стиле русского деревянного зодчества. Сергиево - двухэтажная, каменная, напоминала церковные православные постройки. Петергоф - в облике сказочного средневекового готического замка. Из четырех вокзалов три сохранились по сей день. Погиб только тот, что был на станции Лигово: он сгорел во время боевых действий в 1941 году.

Петергофская железная дорога была сооружена всего за один год. В акте приемочной комиссии указывалось, что постройка «произведена с особой тщательностью и замечательной изящностью». 21 июля 1857 года от Петергофского (Балтийского) вокзала отошел первый поезд, а с 25 июля началось регулярное движение на радость столичным дачникам.

Новую быструю (в отличие от гужевого и водного транспорта) дорогу называли «чугункой», поскольку рельсы были отлиты из чугуна, которого потребовалось 280 тысяч пудов. Паровозы были именные: «Петербург», «Петергоф», «Стрельна», «Константин» и др. От станции Стрельна дилижансы развозили пассажиров по дачам. Впоследствии между станциями Стрельна и Сергиево была проложена окружная конно-железная дорога, подвозившая от станций паломников в Свято-Троицкую Сергиеву пустынь и дачников к окрестным деревням.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook