Вилла у платформы

Возведенный архитектором Николаем Бенуа стрельнинский вокзал больше напоминает романтическую итальянскую приморскую виллу с венецианскими окнами. А еще он примечателен тем, что имеет разные фасады.

Вилла у платформы | За прошедшие сто шестьдесят лет много в Стрельне изменилось, но железнодорожная станция продолжает радовать своей красотой и «замечательной изящностью». ФОТО АВТОРА

За прошедшие сто шестьдесят лет много в Стрельне изменилось, но железнодорожная станция продолжает радовать своей красотой и «замечательной изящностью». ФОТО АВТОРА

Особенно впечатляют северный и восточный. Первый, обращенный в противоположную сторону от платформы, имеет самый парадный вид. Посредине возвышается чудная четырехэтажная квадратная башня бельведер (так называют постройку на возвышенном месте, позволяющую обозревать окрестности) с открытой галереей, украшенной колоннами и защищенной от непогоды обширным навесом с высоким флагштоком.

Когда-то с бельведера открывался прекрасный вид на Стрельнинское взморье. Под башней был обустроен арочный царский въезд с пандусом для карет.

Восточный фасад вокзала, обращенный к Петербургу, напоминает древнеримскую базилику. Он украшен двухэтажным выступом, в котором вот уже 160 лет располагается кабинет начальника станции. Здесь же были устроены царские покои с отдельным крытым выходом на платформу. В них часто ожидали экстренного поезда за границу и зарубежные королевские высочества, и сопровождающие их высокопоставленные лица, о чем сообщали газеты. Теперь в парадных покоях - билетные кассы.

На первом этаже станции были служебные помещения, билетные кассы, буфет, зал ожидания с молельней в красном углу. На втором этаже располагались квартиры железнодорожников. В едином со станцией стиле рядом были построены общественный нужник и подсобное помещение для дров.

Эта станция стала одним из украшений Петергофской железной дороги. Четвертая по счету в Российской империи после Царскосельской (1836), Варшаво-Венской (1840) и Николаевской (1851), она соединила столицу с императорским Петергофом. Построил эту линию на свои средства барон Александр Штиглиц. Деятельное участие в воплощении проекта принял богатый стрельнинский дачник граф А. Ф. Орлов. Именно он подсказал барону свободное место для строительства станции в Стрельне - рядом со своей роскошной дачей на пересечении древней Нарвской дороги.

В начале июня 1853 года граф А. Ф. Орлов сообщил барону А. Л. Штиглицу, как значится в архивных документах РГИА, что император одобрил строительство железнодорожной линии и «повелел дать делу законный ход».

Понадобилось еще три года бюрократических согласований, и только в 1856 году началось строительство двухпутной линии длиной 27 верст с четырьмя станциями: Красносельская (с 1859 года - Лиговская, спустя восемь лет - Лигово), Сергиево (с 1918 года - Володарская, в 2010 году вернули прежнее название), Стрельна и Петергоф (ныне Новый Петергоф).

Все станции были построены по индивидуальным проектам придворным архитектором академиком Николаем Бенуа. Одноэтажная Красносельская - в стиле русского деревянного зодчества. Сергиево - двухэтажная, каменная, напоминала церковные православные постройки. Петергоф - в облике сказочного средневекового готического замка. Из четырех вокзалов три сохранились по сей день. Погиб только тот, что был на станции Лигово: он сгорел во время боевых действий в 1941 году.

Петергофская железная дорога была сооружена всего за один год. В акте приемочной комиссии указывалось, что постройка «произведена с особой тщательностью и замечательной изящностью». 21 июля 1857 года от Петергофского (Балтийского) вокзала отошел первый поезд, а с 25 июля началось регулярное движение на радость столичным дачникам.

Новую быструю (в отличие от гужевого и водного транспорта) дорогу называли «чугункой», поскольку рельсы были отлиты из чугуна, которого потребовалось 280 тысяч пудов. Паровозы были именные: «Петербург», «Петергоф», «Стрельна», «Константин» и др. От станции Стрельна дилижансы развозили пассажиров по дачам. Впоследствии между станциями Стрельна и Сергиево была проложена окружная конно-железная дорога, подвозившая от станций паломников в Свято-Троицкую Сергиеву пустынь и дачников к окрестным деревням.

#прогулки #Стрельна #вокзал

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...