Главная городская газета

Вилла у платформы

Свежие материалы Наследие

Сороковая высота

В карельских лесах у деревни Сяндеба в августе 1941-го погибли, защищая Ленинград, испанские добровольцы.

Читать полностью

Анархисты и власть капитала

«Миллионы пролетариев всего мира протестуют против казни. Сделаем все для спасения Сакко и Ванцетти! — написала «Ленинградская правда» девяносто лет назад, в августе 1927 года».

Читать полностью

Присоединение по принуждению

1917 год коренным образом изменил административное деление города.

Читать полностью

Дата «Заблуждения» Циолковского

У его проекта оказалось слишком много недоброжелателей.

Читать полностью

Топография революции

По словам инициатора и руководителя проекта доктора исторических наук Юлии Кантор, от рождения идеи до выхода книги «Вокруг Зимнего» прошло рекордно короткое время.

Читать полностью

Флотские дела Павла Петровича

Этой линейкой «Венский локоть» пользовался когда-то император Павел I.

Читать полностью
Реклама
Вилла у платформы | За прошедшие сто шестьдесят лет много в Стрельне изменилось, но железнодорожная станция продолжает радовать своей красотой и «замечательной изящностью». ФОТО АВТОРА

За прошедшие сто шестьдесят лет много в Стрельне изменилось, но железнодорожная станция продолжает радовать своей красотой и «замечательной изящностью». ФОТО АВТОРА

Возведенный архитектором Николаем Бенуа стрельнинский вокзал больше напоминает романтическую итальянскую приморскую виллу с венецианскими окнами. А еще он примечателен тем, что имеет разные фасады.

Особенно впечатляют северный и восточный. Первый, обращенный в противоположную сторону от платформы, имеет самый парадный вид. Посредине возвышается чудная четырехэтажная квадратная башня бельведер (так называют постройку на возвышенном месте, позволяющую обозревать окрестности) с открытой галереей, украшенной колоннами и защищенной от непогоды обширным навесом с высоким флагштоком.

Когда-то с бельведера открывался прекрасный вид на Стрельнинское взморье. Под башней был обустроен арочный царский въезд с пандусом для карет.

Восточный фасад вокзала, обращенный к Петербургу, напоминает древнеримскую базилику. Он украшен двухэтажным выступом, в котором вот уже 160 лет располагается кабинет начальника станции. Здесь же были устроены царские покои с отдельным крытым выходом на платформу. В них часто ожидали экстренного поезда за границу и зарубежные королевские высочества, и сопровождающие их высокопоставленные лица, о чем сообщали газеты. Теперь в парадных покоях - билетные кассы.

На первом этаже станции были служебные помещения, билетные кассы, буфет, зал ожидания с молельней в красном углу. На втором этаже располагались квартиры железнодорожников. В едином со станцией стиле рядом были построены общественный нужник и подсобное помещение для дров.

Эта станция стала одним из украшений Петергофской железной дороги. Четвертая по счету в Российской империи после Царскосельской (1836), Варшаво-Венской (1840) и Николаевской (1851), она соединила столицу с императорским Петергофом. Построил эту линию на свои средства барон Александр Штиглиц. Деятельное участие в воплощении проекта принял богатый стрельнинский дачник граф А. Ф. Орлов. Именно он подсказал барону свободное место для строительства станции в Стрельне - рядом со своей роскошной дачей на пересечении древней Нарвской дороги.

В начале июня 1853 года граф А. Ф. Орлов сообщил барону А. Л. Штиглицу, как значится в архивных документах РГИА, что император одобрил строительство железнодорожной линии и «повелел дать делу законный ход».

Понадобилось еще три года бюрократических согласований, и только в 1856 году началось строительство двухпутной линии длиной 27 верст с четырьмя станциями: Красносельская (с 1859 года - Лиговская, спустя восемь лет - Лигово), Сергиево (с 1918 года - Володарская, в 2010 году вернули прежнее название), Стрельна и Петергоф (ныне Новый Петергоф).

Все станции были построены по индивидуальным проектам придворным архитектором академиком Николаем Бенуа. Одноэтажная Красносельская - в стиле русского деревянного зодчества. Сергиево - двухэтажная, каменная, напоминала церковные православные постройки. Петергоф - в облике сказочного средневекового готического замка. Из четырех вокзалов три сохранились по сей день. Погиб только тот, что был на станции Лигово: он сгорел во время боевых действий в 1941 году.

Петергофская железная дорога была сооружена всего за один год. В акте приемочной комиссии указывалось, что постройка «произведена с особой тщательностью и замечательной изящностью». 21 июля 1857 года от Петергофского (Балтийского) вокзала отошел первый поезд, а с 25 июля началось регулярное движение на радость столичным дачникам.

Новую быструю (в отличие от гужевого и водного транспорта) дорогу называли «чугункой», поскольку рельсы были отлиты из чугуна, которого потребовалось 280 тысяч пудов. Паровозы были именные: «Петербург», «Петергоф», «Стрельна», «Константин» и др. От станции Стрельна дилижансы развозили пассажиров по дачам. Впоследствии между станциями Стрельна и Сергиево была проложена окружная конно-железная дорога, подвозившая от станций паломников в Свято-Троицкую Сергиеву пустынь и дачников к окрестным деревням.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook