Вилла имени владельца

Вилла «Айнола», расположенная на въезде в Зеленогорск, бывшие Терийоки, – деревянное двухэтажное здание, построенное в классическом стиле. Основным фасадом оно обращено к искусственному пруду, образованному с помощью небольшой плотины. Вода из него сбегает вниз по ручью в сторону залива, образуя живописный водопад. В парке за прудом когда-то стояла изящная беседка, на дорожке, идущей к шоссе, был устроен фонтан...

Вилла имени владельца | Несмотря на то что вилла «Айнола» является выявленным объектом культурного наследия, последние несколько лет она не используется и быстро ветшает. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Несмотря на то что вилла «Айнола» является выявленным объектом культурного наследия, последние несколько лет она не используется и быстро ветшает. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Своим красивым названием вилла обязана последнему владельцу Айно Гранлунду, который приобрел участок еще до революции и назвал его своим именем.

Долгое время краеведы Зеленогорска не могли определить первого владельца усадьбы. На карте Терийоки 1902 года участок был записан за неким Солико. Только недавно на основании воспоминаний Николая Бренева, отец которого до 1939 года жил в Оллила (ныне Солнечное), а также сведений, найденных в архиве финского города Миккели, удалось установить, что первым владельцем усадьбы был гражданский инженер Николай Маркович Салько, действительный член Общества архитекторов.

Он окончил в 1862 году Строительное училище в Петербурге (с 1882 года – Институт гражданских инженеров, ныне СПбГАСУ) в звании «архитекторский помощник», в 1866 году получил звание «инженер-архитектор». Тринадцать лет служил городским архитектором в Полтаве, в 1879-м вернулся в Петербург, где работал в Техническом строительном комитете МВД, с 1883 года – в городской управе. Также до 1887 года Салько был архитектором петербургских богаделен и больниц, в 1890-х годах – заведующим и архитектором Министерства императорского двора, трудился в Дворцовом управлении Зимнего дворца.

Среди его построек – здания промышленной архитектуры: товарищества «Симменс и Гальске» на Васильевском острове, кожевенного завода Игнатьева на Кожевенной линии, медеплавильного завода Ф. Фишера, ситценабивной фабрики Лютша, корпус Голодаевской писчебумажной фабрики наследников В. П. Печаткина на Уральской улице. Служа в Елагиноостровских оранжереях, Салько занимался ландшафтным дизайном – этот компонент вокруг «Айнолы» отмечали многие. Так что участие Николая Салько в проектировании собственной дачи в Терийоках более чем вероятно.

Старший сын архитектора Сергей входил в Общество благоустройства дачной жизни в Терийоках. После смерти отца в 1912 году делами дачи, судя по всему, занимался его младший сын Лев – именно он упоминается в воспоминаниях Бренева. Однако с началом Первой мировой войны Лев, подпоручик лейб-гвардии Павловского полка, получил очередное звание и находился в Петрограде. Возможно, тогда дачу и продали Айно Гранлунду.

«Айнола» пережила «зимнюю» войну и Великую Отечественную. Впоследствии в бывшей вилле разместили небольшую гостиницу и ресторан «Ривьера». Затем долгое время, до начала 2000-х годов, в здании помещались органы местной власти Зеленогорска. Несколько лет назад была капитально отремонтирована плотина через ручей, но ремонт самого здания, которое теперь пустует, так и не начался.

Жители Зеленогорска, краеведы активно обсуждают идею создания в «Айноле» местного культурно-информационного центра. Это позволило бы и сохранить ценную историческую постройку, и создать еще одну точку притяжения для гостей Курортного района. С учетом объявленного губернатором Петербурга моратория на продажу исторических зданий в Курортном районе и намерения использовать их в сфере культуры, туризма и спорта есть надежда, что «Айнола» вернется к жизни в новом качестве.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 038 (5655) от 04.03.2016.


Комментарии