Главная городская газета

Вильгельмам и пашам

  • 03.04.2015
  • Альмира Тагирджанова
  • Рубрика Наследие
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
Вильгельмам и пашам |

В конце XIX века численность мусульман в Петербурге составляла около шести тысяч человек. Среди них были офицеры, чиновники, купцы, студенты и курсистки, но также и крестьяне, работавшие конюхами, грузчиками, землекопами, а также мелкие торговцы, официанты и т. п. Для помощи малоимущим единоверцам и студентам в 1898 году было создано Петербургское мусульманское благотворительное общество. А несколько лет спустя в городе уже успешно работали Комитет по постройке соборной мечети, Общество распространения просвещения среди мусульман и др. Но особенного размаха мусульманская благотворительность в столице достигла в годы Первой мировой войны...

Упомянутое выше благотворительное общество выдавало ежемесячные пособия нуждающимся семьям мусульман, призванных на военную службу. В помещении общества была открыта мастерская для изготовления белья для раненых, в которой работали дамы-мусульманки.

Курбан-байрам, один из двух мусульманских праздников, в 1914 году пришелся на октябрь. В петроградских госпиталях тогда находились свыше трехсот раненых воинов-мусульман. Передвигающихся солдат из лазаретов автобусами Красного Креста доставили на торжественный намаз в Александровский зал Городской думы и в Конногвардейский манеж. Дамы высшего столичного мусульманского общества подготовили для раненых изящные мешочки со сладостями, фруктами и папиросами.

Раненым воинам, не владеющим русским языком, свою помощь предлагало Общество русских ориенталистов, о чем сообщала 24 ноября 1914 года газета «Новое время». Оно доводило до сведения больниц и госпиталей Петрограда, что в организации есть лица, владеющие персидским, турецким, татарским, киргизским, сартским, ногайским, кумыкским, узбекским, туркменским и азербайджанским языками и наречиями. Востоковеды готовы были стать переводчиками, предлагали вести переписку раненых с их родными, предоставляли в распоряжение грамотных солдат популярные книжки, брошюры, газеты на их родных языках.

В декабре 1914 года в Петрограде по инициативе генерал-майора А. Давлетшина, председателя Комитета по постройке мечети, А. Сыртлановой, председателя Общества распространения просвещения среди мусульман, и З. Шамиля, председателя Петроградского мусульманского благотворительного общества, и с разрешения Министерства внутренних дел состоялся съезд мусульманских общественных организаций. Необходимость съезда обуславливалась в первую очередь созданием организации для оказания помощи раненым воинам на самом театре военных действий.

Съезд проходил в доме # 40 по Казанской улице. Присутствовали на съезде 32 делегата из Архангельска, Астрахани, Баку, Бологого, Вологды, Евпатории, Казани, Карасубазара, Москвы, Оренбурга, Саратова, Симферополя, Стерлитамака, Томска, Туркестана, 11 человек от Петрограда. Съезд постановил оборудовать и содержать передовой санитарный отряд, отправив его на Кавказский театр военных действий. Всем учреждениям, действующим от имени общемусульманской организации, было решено присвоить особый знак, состоящий из букв догмата Ля Илляха Иллялах (Нет божества, кроме Аллаха), имеющий вид полумесяца.

Кроме того, съезд постановил организовать повсеместную помощь как раненым воинам и их семьям, так и просто пострадавшим от войны. Для наиболее успешного сбора средств на эти цели, а также для достижения наибольшей планомерности в работе предлагалось учредить на местах комитеты, объединив их в лице находящегося в Петрограде Центрального комитета российских мусульманских общественных организаций.

Полный отчет о работе съезда был опубликован на татарском и русском языках на страницах газеты «Милл т» («Нация») – печатного органа мусульманской фракции Государственной думы.

В годы Первой мировой войны мусульманки ушли на фронт сестрами милосердия, был создан союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, газеты на это событие восторженно откликнулись: «Вот наш достойный ответ вильгельмам и пашам».

Всего же во время той войны на фронт были мобилизованы около полутора миллионов татар, проживавших в Российской империи. Более ста тысяч из них пали в боях смертью храбрых или сгинули в плену...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook