Новая Голландия. Мельницы-пилы были частью панорамы Петербурга

Их возведение на берегах Невы было вызвано насущной необходимостью, поскольку растущий город остро нуждался в строительных материалах для домов и кораблей. В начале XVIII века брус и доски уже не рубили по старинке топором, а пилили на возведенных по голландскому образцу водяных и ветряных мельницах.

Новая Голландия. Мельницы-пилы были частью панорамы Петербурга | Художественная реконструкция Андрея Троня

Художественная реконструкция Андрея Троня

В окрестностях будущей столицы первые пильные мельницы появились возле мест, где заготавливали лес: близ Шлиссельбурга, на реках Назии, Тосне и Ижоре. Лесопилки возникали на только что отвоеванной у шведов земле, и поэтому приходилось работать под постоянной угрозой вражеского нападения.

Как следует из документов походной канцелярии Александра Меншикова, в ночь на 7 августа 1704 года к шлиссельбургской пильной мельнице «подъезжали... шведы человека с четыре конные». После того как караульный солдат их окликнул и выстрелил из фузеи, они ускакали прочь. Надзиравший за адмиралтейскими работами в 1705 году дьяк Семен Степанов часто докладывал из Петербурга, что неприятельские отряды производят «в строении немалую остановку» и работных людей в лесах «разганивают».

Перебои с доставкой леса грозили остановкой строительных работ в Петербурге и на острове Котлине, поэтому в апреле 1705 года Петр I приказал вице-адмиралу К. И. Крюйсу построить к сентябрю лесопилку в черте города, где бы она находилась в безопасности от неприятеля. Ветряную мельницу решили возвести на продуваемой ветрами стрелке Васильевского острова. Причем, несмотря на то что остров с 1704 года осваивался петербургским губернатором Александром Меншиковым, мельницы принадлежали не ему, а казне.

Первую построили по чертежу одного из многочисленных иностранных специалистов на русской службе. Руководитель Городовой канцелярии Ульян Сенявин 11 июня 1705 года доложил Меншикову: «На Васильевском острову ветреную пилную мельницу делают, толко, государь, с трудом сыскиваем толстые брусья по иноземческой росписи».

Осенью 1705 года, когда мельница еще даже была не до конца готова, рядом заложили вторую. Однако в ходе ее сооружения возникли непредвиденные трудности: пильный мастер Адам Вилимсон бежал из Петербурга... Тем не менее к осени ее все-таки достроили. Немецкий путешественник, посетивший Петербург в 1710 — 1711 годах, сообщал уже о трех «красивых новопостроенных голландских ветряных мельницах», расположенных на стрелке напротив крепости.

Первыми петербургскими мельничными мастерами стали иностранцы. По искаженным русским произношением именам сложно определить их национальность. Возможно, это были голландцы, а затем и пленные шведы. В адмиралтейских делах с 1708 года упоминался иноземный «мастер на старой пильной мельнице» Вилим Антонов — так в русских документах именовали голландца Виллема Антона Ковеновена. Его судьба надолго оказалась связанной с городом на Неве. В течение многих лет он возводил ветряные мельницы в Петербурге и его окрестностях.

Железные детали для лесопилок отливали на Петровских Олонецких заводах, а деревянное оборудование изготавливали на месте, в новой столице. Мощные шестерни приводили в движение закрепленные на рамах острые пилы. В экспликации созданного в начале 1717 года «Плана крепости, города и местоположения С.-Петербурга» упоминается, что на каждой из мельниц на Васильевском острове было от 12 до 20 пил.

На стрелке они простояли около десяти лет. По сведениям первого историка Петербурга А. И. Богданова, их насчитывалось более десяти, среди которых была и «модельная мельница для взводу воды в фонтаны» в саду Меншикова.

Согласно разработанному Доменико Трезини и утвержденному Петром I в январе 1716 года проекту регулярной застройки острова, стрелка должна была стать административным центром города и застраиваться новыми каменными домами. Летом того же года во исполнение воли царя мельницы начали разбирать. К началу августа две из них перенесли в устье Мойки.

В ведомости от 25 сентября 1716 года говорится, что «под фундамент 1888 свай побито и фундаменты срублены новые; одна мельница совсем готова, а другую ставят. При оных же мельницах перенесено с Васильева острова 3 казармы да 2 сени и 2 амбара, 1 кузница, которая совсем в готовности».

Ветряные мельницы покинули стрелку Васильевского острова, но долгие годы пилили лес на Пряжке и Охте, «крутили» порох на Малой Невке, мололи крупу и давили масло близ Екатерингофа. Остались они и в центре города: в 1724 году ветряную мельницу возвели в Петропавловской крепости.

#мельница #история #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (6269) от 14.09.2018 под заголовком «Ветряки на стрелке».


Комментарии