Вариации Барановского. Как у дома на на Васильевском острове появились «братья»
В архитектуре модерна трудно найти похожие дома, ведь одной из особенностей этого стиля служит отсутствие стилистических границ вкупе с индивидуально-авторским началом. Но, как известно, в каждом правиле есть свои исключения.
У этого дома в нашем городе немало похожих «братьев». ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Интересный персонаж в строительном мире Петербурга начала ХХ века - гражданский инженер Александр Федорович Барановский. Он приходился зятем главному епархиальному архитектору Николаю Никитичу Никонову. А вот известному зодчему начала ХХ века Гавриилу Барановскому этот человек родственником не являлся, так что не стоит их путать или пытаться как-то связать.
Так вот: Александр Барановский, по сути, продал один и тот же проект несколько раз, с незначительными видоизменениями для разных заказчиков.
Дом, построенный им в 1912 году для купца Фомы Григорьевича (Хана Гильковича) Борхова на углу Большого проспекта Васильевского острова с 19-й линией, очень похож на другие работы зодчего. Это все угловые дома: пересечение Рузовской улицы с Клинским проспектом, перекресток Малого проспекта Петроградской стороны и Пионерской улицы, угол Среднего проспекта и 14-й линии. А два дома, возведенные по проекту Барановского на пересечении Среднего проспекта с 10-й и 11-й линиями, даже образуют общее композиционное единство. Своего рода дома-пропилеи.
Все перечисленные постройки имеют в своей основе один и тот же проект, переработанный под конкретного заказчика. Все они отличаются многоцветностью глазури, использованием на фасадах гранита и граненого эркера в угловой части. На уровне последнего этажа он во всех домах Барановского завершается декоративной башенкой. Интерьерные решения в этих домах в основном тоже похожи.
В доме Борхова внутренняя отделка сохранилась лучше всего. Здесь архитектор использовал прием объединения парадной и черной лестниц в один объем. Однако при этом черную лестницу, использовавшуюся главным образом прислугой, требовалось чем-то прикрыть. Эта «декорация» полностью сохранилась лишь на четвертом этаже. Я имею в виду витражное стекло, выполненное в технике гризайль. Черно-белые цветы, изображенные там, на первый взгляд - типичный модерн, хотя за образец были взяты росписи средневековых германских церквей.
Эта деталь лишний раз дает понять, что одна из задач модерна - переосмысление взгляда на прошлое, синтез искусств. А те элементы, которые ранее были частью интерьеров замков и церквей, теперь вошли в гражданское зодчество, в том числе и доходные дома.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (6600) от 10.01.2020 под заголовком «Вариации Барановского».
Комментарии