Валькирия слетала в Ленинград
Едва ли многим известно, что на протяжении десяти лет после Великой Отечественной войны в стенах Центрального военно-морского музея в Бирже, находившегося тогда на Стрелке Васильевского острова, хранились «трофейные экспонаты» из германских музеев. Они были доставлены в Ленинград из советской зоны оккупации.
Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com
История почти детективная. 13 мая 1946 года Союзнический контрольный комитет принял директиву № 30 «Об уничтожении германских милитаристских и нацистских памятников и музеев». Их требовалось ликвидировать на территории всех оккупационных зон Германии в срок до 1 января 1947 года. Исключение составляли только предметы, представляющие культурную ценность. Чтобы отобрать таковые, в Германию командировали экспертов.
Как следует из архивных материалов нашего музея, от ЦВММ в Берлин в 1946 году отправились майор И. В. Рыжов и лейтенант А. П. Куликов. Они прибыли в полуразрушенное здание берлинского Военно-морского музея и сразу приступили к работе. Большинство экспонатов пришлось извлекать из-под развалин, все они нуждались в реставрации.
Сотрудники музея отобрали наиболее интересные и ценные, на их взгляд, предметы. Однако только в 1948 году артефакты были приняты на ответственное хранение в фонды ленинградского Центрального военно-морского музея. Это были модели кораблей, флаги, носовые и кормовые украшения, минно-торпедное вооружение и другие предметы, связанные с морским флотом Германии. В основном артефакты Первой мировой войны.
В корабельный фонд поступили модели кораблей «Кайзер», «Кенинг Вильгельм», «Дойчланд», «Позен», модели питательных помп, водолазного снаряжения и многое другое. В знаменный фонд - обмундирование, флаги периода 1900 - 1918 годов, значки и медали. В фонде изобразительного искусства оказались 13 предметов декора - носовые и кормовые украшения германских кораблей конца XIX - начала XX века. Самым ранним, датируемым 1873 годом, стало украшение с броненосного фрегата «Пройссен». Основная часть декора кораблей была выполнена в виде гербовых щитов германских земель или в виде императорской короны с вензелем Вильгельма II.
Немало сил приложили реставраторы Центрального военно-морского музея, чтобы привести трофейные экспонаты в порядок: удаляли следы копоти и грязи, укрепляли слои краски на картинах, тонировали царапины, устраняли поломки на моделях. Затем некоторые предметы были выставлены в залах, но большая часть хранилась в фондах.
В конце 1950-х годов из СССР в ГДР в качестве жеста доброй воли было возвращено большое количество трофейных предметов искусства и культуры. Среди них - Пергамский алтарь, картины из Дрезденской галереи, более 100 тысяч монет, 18 388 памятников античной культуры, Саксонская земельная библиотека, архивы и многие другие памятники искусства. В число возвращенных ценностей вошли и предметы из нашего музея - акт был подписан 11 ноября 1958 года. На 32 листах в девяти списках было перечислено то, что передавалось немецкой стороне. Как следует из документов, основная часть артефактов происходила из коллекции берлинского Военно-исторического музея, несколько экспонатов принадлежало штеттинскому, данцигскому и штральзундскому музеям. Коллекцию упаковали в сто ящиков и отправили в обратный путь...
Однако куда именно попала наша «трофейная коллекция», нам долгое время было неизвестно. Никаких данных об этом не было, да и история оказалась почти забытой. Однажды, просматривая в Интернете сайт Военно-исторического музея в Дрездене, на одной из фотографий я узнала фигуру Валькирии, очень похожую на ту, что с корабля «Пройссен». На мой запрос из дрезденского музея пришел ответ: это как раз те самые предметы корабельного декора, которые были переданы советскими музейными работниками немецким коллегам.
Как выяснилось, коллекция возвращенных ценностей легла в основу экспозиции музея в Дрездене, посвященной истории армии ГДР. Он открылся в 1972 году. Теперь это Военно-исторический музей вооруженных сил Германии. Знают ли нынешние посетители, что среди 10 тысяч его экспонатов две трети были в свое время сохранены и отреставрированы ленинградскими музейщиками?
Комментарии