Главная городская газета

В стиле Людовика XVI

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петербург. Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
В стиле Людовика XVI | Дом был замечен профессиональной прессой еще на этапе строительства - о нем сообщалось в «Неделе строителя». Указывалось, что он предназначается «под барские квартиры». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Дом был замечен профессиональной прессой еще на этапе строительства - о нем сообщалось в «Неделе строителя». Указывалось, что он предназначается «под барские квартиры». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Есть за Театральной площадью весьма необычный уголок: если стоять на пересечении улиц Декабристов и Писарева, то взгляд непременно упрется в суровый силуэт брандмауэра, отстоящего от перекрестка более чем на сотню метров. Шероховатая поверхность высокой стены вразнобой прорезана окнами, появившимися уже в советское время. Деталь не самая интересная, хотя и типичная для нашего города. Однако фасад здания весьма привлекателен: он оформлен в «стиле Людовика XVI», весьма модном в конце XIX века, на излете поздней эклектики.

Этот четырехэтажный с мансардой на высоком подвальном этаже дом построил для себя в 1899 - 1900 годах архитектор Борис Ионович Гиршович.

Зодчий-домовладелец постарался выжать из узкого участка максимальную выгоду. Для увеличения полезной площади на лицевой фасад был «навешен» трехэтажный эркер, над проездом во внутренний двор устроены антресольные помещения, дворовые фасады «оснащены» балконами. Было устроено «помещение для дров» - так называемый подвесной двор на сводах: подвалы устроили не только под строениями, но и под частью двора. В глубине участка возвели двухэтажный флигель, где разместили конюшню, сарай, ледник и прачечную.

Плотная застройка не должна была сказаться на комфорте жильцов. Освещение парадной лестницы было устроено «верхним светом» - через застекленный потолок. Правда, лифта не было - этажность дома позволяла отказаться от этой дорогостоящей новинки. Одну из квартир на третьем этаже, в 13 комнат, занял сам архитектор с семьей. Кроме того, на четвертом этаже дворового флигеля он устроил для себя «мастерскую в антресолях».

На первом этаже квартировал сын президента придворной конюшенной конторы (именно президента - так звучала эта должность) князь Петр Павлович Голицын. Он оказался причастен к любовной истории будущего императора Николая II и Матильды Кшесинской. Известно, что наследник часто приезжал к балерине не один, а в сопровождении молодых друзей, которых называли «адъютантами Кшесинской». Именно они передавали балерине роскошные букеты от Николая. Среди таких «адъютантов» был и Петр Голицын. Князь был женат на Анне Борисовне Щербатовой, фрейлине вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Второй этаж занимал барон Александр Генрихович фон Нолькен, участник Русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов, член совета министра внутренних дел, камергер. Его жена София Михайловна Каракозова была дочерью саратовского губернского предводителя дворянства. А с тем произошла довольно любопытная история: после покушения Дмитрия Каракозова на императора Александра II он получил высочайшее разрешение сменить фамилию на Михайлов-Рославлев, не желая носить фамилию террориста. София Михайловна участвовала в выставках живописи, которые устраивало Общество помощи нуждающимся художникам в память академика К. Я. Крыжицкого.

На мансардном этаже поселился Владимир Александрович Бонди, редактор «Биржевых ведомостей» и журнала «Огонек». В 1931 году он был арестован по печально знаменитой статье 58 УК РСФСР (за контрреволюционную деятельность), точная дата его смерти неизвестна... Жена Владимира Бонди Анна Ивановна Ульрих была известным переводчиком. Она перевела более 70 произведений с французского, английского, итальянского, шведского, датского и норвежского языков.

Что касается дома, то он принадлежал семье Гиршовичей вплоть до революционных потрясений 1917 года. Архитектор-домовладелец до них не дожил: он умер летом 1911 года, здание унаследовала его вдова Генриетта. В 1920-е - начале 1930-х годов среди жильцов был скульптор Илья Яковлевич Гинцбург, создавший в нашем городе памятники Г. В. Плеханову и Д. И. Менделееву.

До наших дней дом дошел практически без потерь. Сохранилась фасадная отделка, на месте стеклянный потолок лестничной клетки, небольшие по площади витражи, лепнина. Даже двухэтажный дворовый флигель предстает в первозданном виде. Все почти так, как и век тому назад, когда с этого дома для «барских квартир» сняли леса...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook