В Крым с матушкой государыней

В Музее истории города в особняке Румянцева на Английской наб., 44, развернулась масштабная выставка «Путешествие в Крым». Готовилась она целый год, а поводом к ней стали сразу две исторические даты, связанные с российской историей Крымского полуострова.

В Крым с матушкой государыней | Приметы крымской летней моды времен Максимилиана Волошина.<br> ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Приметы крымской летней моды времен Максимилиана Волошина.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Первая - 230-летие грандиозного, более чем полугодового, путешествия Екатерины II в Крым и Новороссию, предпринятого ею в 1787 году. Четырьмя годами ранее матушка государыня подписала манифест о присоединении Крыма к Российской империи, однако большинство европейских стран его не признали. Своим «турне» царица демонстрировала, что Крым - неоспоримая часть Российского государства.

Вторая дата - 225-летие Ясского мирного договора, заключенного в 1792 году между двумя империями, Российской и Османской. После него никаких споров о принадлежности Крыма уже не было.

- Среди экспонатов выставки - работы английского художника Вильяма Хатфилда, который удостоился чести сопровождать Екатерину в ее путешествии. Она знала, что ему доверяют в Европе и он предъявит Старому Свету то, что увидит собственными глазами, - говорит главный научный сотрудник музея куратор выставки Роман Зеленков.

Хатфилд оправдал надежды: он выполнил 26 акварельных зарисовок - фактически это первые виды российского, а уже не турецкого Крыма. Сохранилась только половина - в Государственном Эрмитаже. Другая была передана в свое время в харьковский музей и погибла там во время Великой Отечественной войны.

- Когда мы готовили выставку, для нас вообще стало большой неожиданностью, как много предметов нашей коллекции связано с Крымом - в фондах фотографии, живописи и графики городов мира, картографии, - говорит заведующая сектором экспозиционно-выставочной работы Эльвира Пияева. - Никогда прежде мы этой темой специально не занимались. Например, оказалось, что у нас очень много карт и планов городов полуострова, датированных началом ХХ века. Наверное, и крымчане не подозревают, что у нас такие уникальные артефакты...

Есть чему подивиться. На подлинной карте 1736 года, изготовленной на специальной рисовой бумаге, изображен боевой поход под предводительством Миниха, и Крым там имеет довольно странные очертания, весьма отличающиеся от современных. Скажем, Керченский полуостров изображен отдельно. Ответ на вопрос: «Почему?» - достаточно прост: военная топография еще только начинала развиваться.

Вообще выставка повествует о самых разных страницах истории Крыма в составе Российской империи. Конечно же, об излюбленном месте отдыха российской аристократии и в первую очередь императорской семьи. Естественно, о том, что земля древней Тавриды была источником вдохновения для многих деятелей русской культуры - Пушкина, Айвазовского, Ахматовой, Волошина...

Никуда не деться и от военных эпизодов. Из собрания Эрмитажа - коллекция турецкого оружия: кинжалы, сабли, карабины XVIII века... Есть и реликвии жестокой Крымской войны середины XIX века, в которой схлестнулись армии России, Англии, Франции... Кстати, после той «битвы народов» некоторые крымские названия «перенеслись» в Европу. В Париже есть набережная, мост и туннель, которые носят название Альма - в честь победы французов над русскими в Альминском сражении. Кроме того, одна из главных транспортных артерий французской столицы - Севастопольский бульвар. Опять-таки в честь победы Франции. А в центре Лондона стоит памятник павшим в Крымской войне...

Выставка стала хорошим поводом наладить творческое сотрудничество питерских музеев с крымскими - симферопольским Центральным музеем Тавриды и севастопольским Военно-историческим музеем Черноморского флота. Крымские коллеги предоставили материалы для экспозиции, посвященной трагическим страницам в судьбе Крыма в годы Гражданской войны, а также галерею портретов крымских партизан времен Великой Отечественной.

Не забыт создателями экспозиции и тот факт, что Крым всегда был одним из ведущих винодельческих регионов. Среди экспонатов - коллекция крымского вина 1953 года. Последнего года, когда во времена Советского Союза полуостров находился в составе РСФСР.

- Эта коллекция - подарок к трехсотлетию Петербурга. Все спрашивают: бутылки пустые? Нет, нетронутые, - поясняет Эльвира Пияева.

История творится на наших глазах, поэтому завершается экспозиция рассказом о недавних событиях 2014 года. С экспонатами помог Центральный музей Тавриды, который предоставил их фотохронику.

КСТАТИ

На выставке можно увидеть специально подготовленные для нее документальные фильмы «Основание городов Крыма», «Императорская семья на отдыхе в Крыму», «Крым - здравница», «Крым до и после», «Крымская весна».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5869) от 17.01.2017.


Комментарии