В Российском государственном архиве новейшей истории сохранились записи Юрия Андропова

У каждого государственного деятеля — свой стиль работы с повседневной информацией. В РГАНИ хранятся рабочие записи одного из самых «закрытых» и непубличных лидеров СССР — Юрия Владимировича Андропова.

В Российском государственном архиве новейшей истории сохранились записи Юрия Андропова | Страница ежедневника от 22 марта 1983 года. Ежедневники Андропова поступили в РГАНИ в «расшитом» виде, и некоторые листки в них отсутствуют./ФОТО из коллекции РГАНИ. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Страница ежедневника от 22 марта 1983 года. Ежедневники Андропова поступили в РГАНИ в «расшитом» виде, и некоторые листки в них отсутствуют./ФОТО из коллекции РГАНИ. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

В архив общего отдела ЦК КПСС ежедневники с записями Андропова, относящимися к 1982 – 1983 годам, попали спустя два месяца после его смерти, когда по распоряжению его преемника на посту генсека КПСС, Константина Черненко, началось формирование личного фонда ушедшего руководителя страны.

Как отмечает заместитель начальника отдела публикаций РГАНИ кандидат исторических наук Никита Пивоваров, все записи Андропова выполнены чернилами либо шариковой ручкой, синим и черным цветами. Исследователи сетуют, что работать с этим материалом довольно сложно: почерк Юрия Владимировича был весьма своеобразным, его скоропись нередко переходила в нечитаемые фрагменты.

По словам Пивоварова, рабочие наброски Андропова — это массив разрозненных и крайне лапидарных записей. В основе своей они представляют набор фамилий и реже — обрывки мыслей. Тем не менее это один из немногих неофициальных источников, позволяющий увидеть реакцию председателя КГБ СССР, а затем и секретаря, и, наконец, генерального секретаря ЦК КПСС на политические события.

На страницах ежедневника Андропова — сведения о том, с кем он встречался, какие вопросы обсуждал. Это позволяет ответить на множество вопросов, в том числе на один из самых главных — о его ближайшем окружении. А оно, судя по записям ежедневника, было весьма разнообразным даже на протяжении короткого периода 1982 – 1983 годов.

Один круг общения был у Андропова как председателя КГБ, другой, с мая по ноябрь 1982 года, — как секретаря ЦК КПСС. Как отмечает Пивоваров, видно, что в это время Андропов с головой ушел в аппаратную работу: вел заседания не только Политбюро, но и Секретариата ЦК КПСС. Главным направлением его работы стала международная политика.

И, наконец, совсем иной «ближний круг» — после того, как в ноябре 1982 года Андропов занял пост генерального секретаря ЦК КПСС. В этот период абсолютным лидером по количеству встреч с руководителем страны стал заведующий отделом тяжелой промышленности и энергетики ЦК Владимир Долгих (31 раз), на втором месте — заведующий экономическим отделом Николай Рыжков (15 раз), на третьем — Михаил Горбачев (14 раз).

Как вспоминал впоследствии сам Рыжков, в ноябре 1982 года Андропов включил его в команду, готовившую экономические реформы: «Туда входили и Горбачев, Долгих… Об этой работе по подготовке реформ я не жалею. Ситуация была тяжелой, кризис зрел. Мы стали разбираться с экономикой, а с этого началась перестройка в 85 году, где практически были использованы итоги того, что сделали в 83 – 84 годах».

Записи в ежедневнике, как полагают исследователи, свидетельствуют о том, что Андропов в отличие от своего предшественника, Леонида Брежнева, гораздо меньше времени уделял контактам с региональными партийными лидерами. И большинство из них — те, с которыми Андропов встречался на посту генсека, — покинули свои посты спустя несколько месяцев. Причем они не перешли на другую работу, а были отправлены на пенсию. Таким образом, речь явно идет о начавшейся ротации региональных кадров, которую прежде постоянно откладывали.

Читайте также:

«За Горный Дубняк, 12 октября 1877 года». Великая победа Измайловского полка в сражении

Пьеса как оружие в борьбе. Страницы истории ленинградского Ленкома


#Юрий Андропов #записи #РГАНИ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7761) от 02.10.2024 под заголовком «Ближний круг генсека».


Комментарии