В Петербурге установили памятник золотопромышленнику Николаю Аносову
В Петербурге установлен памятник горному инженеру Николаю Аносову, первооткрывателю амурского золотоносного района, который получил образование и долгое время работал в нашем городе. Монумент был открыт по инициативе его потомков при активном содействии Горного университета и Русского географического общества (РГО).
ФОТО Unsplash
На золотоносных участках, открытых Аносовым на Дальнем Востоке, во второй половине XIX в. добывали пятую часть всего российского золота. Причем многие из этих месторождений, разработка которых оживила далекий край, дают драгоценный металл по сей день. Руководя поисковыми работами, Аносов вел разведку россыпей по собственному методу — сначала в Приморье, затем в Амурском крае. Его именем названы село и казачья станица в Амурской области, железнодорожная станция на Байкало-Амурской магистрали, приток реки Большой Мадалан. А в русле Амура о нем напоминают Аносовские острова.
Этот выдающийся горный инженер, удостоенный трех орденов (Св. Анны двух степеней и Св. Владимира), получил чин камер-юнкер двора его величества. Но добился всего не благодаря связям своего отца-генерала, главного начальника Алтайских горных заводов и томского губернатора (Павел Аносов, впрочем, больше известен как ученый, открывший секрет изготовления булатной стали), а в силу дарований…
Окончив петербургский Институт корпуса горных инженеров, он получил назначение в Забайкалье (1853). И в первые же месяцы, работая на Нерчинских горных заводах, открыл вдоль русла реки Бальджи россыпи золота. Несколько лет он занимался геологическим изучением берегов Амура как чиновник по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири. Затем по приглашению одного инвестора, как теперь говорят, возглавил поисковую партию (1862) и открыл в верховьях рек Ур и Ольдой богатые золотые россыпи. После чего сам основал две золотопромышленные компании.
Но Аносов был не только предпринимателем. Он дослужился до высоких чинов, сотрудничая при этом с «Горным журналом», ведущим отечественным изданием в области горного дела, и публикуя в нем свои основательные работы.
Последние годы жизни Аносов провел в Петербурге, где занимался вопросами оптимизации золотодобычи и был попечителем одного из сиротских приютов. Скончавшись в возрасте 56 лет от тяжелой болезни, он был похоронен на петербургском Новодевичьем кладбище при Воскресенском Новодевичьем монастыре.
В советские годы могила статского советника Аносова считалась утраченной, но стараниями его праправнучки Ольги Новиковской была обнаружена и восстановлена.
«Исключительные заслуги Николая Павловича в горном деле получили признание при его жизни, — отметила праправнучка на церемонии открытия памятника. — Он был сторонником внедрения на промыслах передовой техники, заказывал ее на лучших европейских заводах. А когда пески с речных долин повезли на фабрику вагонами и промывку стали вести не вручную, а на машинах, выход золота значительно увеличился. Кроме того, уменьшилась себестоимость работ, благодаря чему государство получило дополнительные существенные доходы…»
Свою лепту в сбор средств на создание памятника первооткрывателю амурского золота внесли сотрудники Горного университета и двух отделений РГО — петербургского и амурского.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (7223) от 02.08.2022 под заголовком «Золото камер-юнкера».
Комментарии