В Новую Ладогу пойдёшь — на ярмарку попадёшь. Возрождение «самой большой ярмарки в губернии»
«Жизнь в Новой Ладоге довольно монотонна», — говорилось в конце XIX века в издании, посвященном жизни этого уездного города. Наиболее «употребительное развлечение» осенью и зимой — игра в карты. Другими развлечениями городок очень беден: то заедет какая‑нибудь «плохонькая труппа актеров», то фокусник, да во время Успенской ярмарки на площади разворачиваются деревянные балаганы. Именно такая ярмарка, проходившая в конце августа, запечатлена на почтовой открытке начала ХХ века.
На фото справа угол Гостиного двора, напоминающего аналогичное сооружение в Петербурге, только в миниатюре. За домами — река Волхов, кормилица местных жителей./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Это была самая большая сезонная ярмарка в Санкт-Петербургской губернии, ее продолжительность составляла от двух недель до месяца. На Торговую площадь съезжались крестьяне из множества окрестных сел и деревень, которые продавали свой товар с лотков, временных палаток, телег и повозок. Именно так это изображено на фотографии. Шла бойкая торговля рыбой, сеном, дровами, овощами, посудой, мануфактурой.
Народ любил эту ярмарку не только за возможность что‑то купить или продать, но и за то, что здесь можно было от души повеселиться. В местной газете «Озерной край», выходившей под девизом «Мирный труд лучше шумной борьбы», 18 августа 1913 года сообщалось: «Флаг поднят, ярмарка открыта! Карусели завертелись, загремела музыка, и детвора поехала на игрушечных деревянных лошадках и каретах. В балаганах-театрах раздались призывные выкрики, и на наружных входных подмостках появились артисты в своих блестящих на солнце костюмах на показ публике».
О развлечениях на ярмарке можно судить и по представленному снимку: по соседству с торговыми лавками разместился павильон, украшенный афишей: «Электрический театр живых фотографий». Правда, желающих попасть в него что‑то не особенно видно. Может, просто еще час ранний?
По данным статистики, в 1860 году число посетителей Успенской ярмарки в Новой Ладоге составило 10 тысяч человек, у 160 торговцев было приобретено товаров более чем на 200 тысяч рублей. И это притом что в конце XIX века в городе, по официальным данным, насчитывалось всего четыре тысячи жителей.
Главными занятиями новоладожан в ту пору были торговля, конная тяга судов по каналам и рыбная ловля. Жители занимались портняжным, сапожным, столярным, печным, штукатурным, малярным, кузнечным делом, а также огородничеством, торговлей рыбой и съестными припасами, особенно летом на берегу Волхова. Рыба местного лова — сиги, лудога, корюшка, лещи и сырти — отправлялась, главным образом, в Петербург.
Что же касается Успенской ярмарки, то особую выгоду для местных купцов составляла хлебная торговля. Они скупали зерно, отпускаемое Рыбинской зерновой биржей, а затем продавали в населенные пункты на севере Ладожского озера.
С тех пор прошло немало лет, и в одну реку не войдешь дважды. Но несколько лет назад было заявлено о возрождении Новоладожской Успенской ярмарки, в том числе и как места притяжения туристов. Она проводится на том же самом историческом месте — на бывшей Торговой площади, которая ныне носит имя Кирова. Пока до прежнего размаха еще далеко, но главное — начать.
В нынешнем году ярмарка была приурочена к 320‑летию основания города. «Милости просим! — зазывали гостей. — Прямо пойдешь — на ярмарку попадешь. Налево пойдешь — потехи найдешь. Направо пойдешь — медовухи попьешь. Кругом пойдешь — на праздник города попадешь!».
Ярмарку дополнил фестиваль «Ладожский сувенир», в котором участвовали творческие коллективы из Новой Ладоги, Кировска и Сясьстроя. Ведущие праздника были облачены по купеческой моде XIX века.
К вечеру гостем праздника стал прибывший из Петербурга государственный симфонический оркестр «Классика» под управлением заслуженного артиста России Александра Канторова. А затем на сцену поднялся «Петр Великий» и поблагодарил жителей за то, что они сохраняют традиции города купцов, корабелов и рыбаков.
Государь Петр Алексеевич по праву считается основателем Новой Ладоги. На постаменте памятника царю, установленного двадцать лет назад в ознаменование 300‑летия города, выбиты слова: «Новой Ладоге быть. Указ Петра I 26.08.1704».
Читайте также:
Синема с опереткой. История одного кинотеатра на Большом проспекте
Шарик из кадушки. Как развивался «мороженый бизнес» в Северной столице
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7744) от 09.09.2024 под заголовком «В Новую Ладогу пойдешь — на ярмарку попадешь».
Комментарии