Как узники крепости Орешек стали ее экскурсоводами

За свою историю крепость становилась музеем дважды. Существующий ныне ведет свою историю с 1965 года. Но впервые музей был открыт на острове в 1928 году, и просуществовал он одиннадцать лет.

Как узники крепости Орешек стали ее экскурсоводами | На фотографии 1920-х годов - бывший узник Шлиссельбургской крепости Михаил Фроленко у яблони, посаженной им на месте казни революционеров. Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга

На фотографии 1920-х годов - бывший узник Шлиссельбургской крепости Михаил Фроленко у яблони, посаженной им на месте казни революционеров. Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга

В начале 1918 года, когда в непосредственной близости от Орешка, по Ладожскому озеру, прошла государственная граница с Финляндией, в крепости разместили гарнизон пограничников. Его задачей было защищать исток Невы, южный и западный берега Ладоги.

Крепость представляла тогда собой печальное зрелище: большинство ее построек серьезно пострадало от пожара, устроенного здесь во время Февральской революции 1917 года. Гарнизон расположился в уцелевшем четырехэтажном краснокирпичном тюремном корпусе («четвертом») - том, который сегодня до сих пор стоит в руинах со времен Великой Отечественной войны.

Однако, несмотря на пограничное положение, в крепости началось создание музея. 20 ноября 1925 года Совнарком РСФСР передал Наркомпросу строения Шлиссельбургской крепости «как имеющие большое историческое и историко-революционное значение» и поручил организовать в крепости музей, присоединив его в качестве филиала к Ленинградскому музею революции. А также разработать план восстановления зданий, поврежденных пожаром. Для выполнения самых неотложных ремонтных работ из резервного фонда правительства было выделено 50 тысяч рублей.

Было принято решение о том, что музейный комплекс должен отражать не только революционную, но и историко-архитектурную темы. Уже тогда, при обсуждении проекта музея в Орешке, наиболее сложным оказался вопрос о восстановлении памятников на какой-то определенный период, поскольку крепость существовала в разные эпохи, и здания подвергались неоднократным перестройкам.

Предлагалось восстановить Старую тюрьму (Секретный дом) в том виде, какой она имела в конце XVIII - начале XIX века, несколько тюремных камер, устроить экспозицию, характеризующую первый период истории тюрьмы, рассказать об узниках XVIII - начала XIX века. Этот план удалось осуществить только в 1984 году.

План организации музея в крепости предусматривал и восстановление пострадавшей в пожаре 1917 года Новой тюрьмы, которая была основным местом заключения народовольцев в 1884 - 1906 годах. Необходимые реставрационные работы были проведены в 1926 - 1928 годах, и Новая тюрьма стала объектом экскурсионного показа, хотя мемориальная экспозиция в ней была создана только в 1985 году.

Из-за отсутствия средств намеченный масштабный план реставрации крепости, ее зданий и сооружений в 1926 - 1927 годах выполнить не удалось, но все же музей был открыт. Это событие произошло 26 августа 1928 года. «В 9 часов 30 минут утра в Шлиссельбург отошел пароход с представителями Областного и Городского исполкомов трудящихся, музея Революции, профессиональных рабочих и научных организаций, Общества политкаторжан и др.», - сообщала вечером того же дня «Красная газета».

На открытие музея прибыли более пятисот рабочих «Красного треугольника», «Красного путиловца», Шлиссельбургского порохового завода, краснофлотцы и красноармейцы. Среди выступавших был президент Академии наук Александр Карпинский, народовольцы Александр Прибылев и Сергей Швецов, от Шлиссельбургского землячества выступил бывший узник крепости Давид Трилиссер, от путиловцев - рабочий Костин и другие.

Вот как описывала это важное событие газета «Ленинградская правда»: «...на трибуну поднимается С. П. Швецов, седой ветеран говорит о «празднике», выпавшем на нашу долю, о «радости» возвещать революцию в тех самых проклятых стенах, где медленно убивали ее бойцов... Мрачная история крепости закончена. Ее не забыли, но ее и не нужно забывать. Вот почему так своевременно открытие здесь музея, где со стен глядят сотни погибших борцов».

К открытию музея были подготовлены путеводители по нему и исторические очерки. И хотя в августе 1928 года работы по превращению Шлиссельбургской крепости в музей были далеко не закончены, стало возможным проводить обзорные экскурсии с осмотром крепостных стен, башен, тюремных корпусов, камер, карцеров, мест казней, отмеченных мемориальными досками.

По ходатайству Музея революции историческим памятником была признана яблоня на большом дворе цитадели, посаженная народовольцем Михаилом Фроленко в 1902 году на том месте, где происходили казни революционеров, в том числе Александра Ульянова. Их имена были выбиты на мраморной доске.

Единственное на то время музейное пространство разместилось в расположенном посреди крепости Иоанновском соборе, с которого, правда, в июле 1930 года сняли колокола («по акту № 1421 Рудметаллторгу было сдано 1902 кг бронзы»). Стены, затянутые серым холстом, и черный потолок создавали впечатление огромной тюремной камеры. На стенах поместили портреты узников, начиная с русского просветителя и писателя XVIII века Николая Новикова и заканчивая политкаторжанами 1907 - 1917 годов.

Отдельная часть экспозиции была посвящена библиотеке Шлиссельбургской каторжной тюрьмы. В 1917 году она насчитывала более десяти тысяч томов. Она создавалась из книг, приобретенных на деньги, заработанные в тюремных мастерских, присланных родственниками и членами Общества помощи заключенным. В ней была широко представлена русская и западноевропейская литература, сочинения по истории, философии, биологии, математике, физике, химии, словари, учебники и университетские курсы, издания на иностранных языках.

Музей в Шлиссельбургской крепости стал пользоваться немалой популярностью, хотя свободного доступа одиночных посетителей сюда не было: попасть можно было только в составе организованных групп на теплоходах экскурсионной базы. За первый год работы музей посетили более 14 тысяч человек. Часто в роли экскурсоводов выступали сами бывшие узники крепости.

До конца 1930-х годов крепость использовалась одновременно как военный объект и музей. Когда в 1939 году началась война СССР с Финляндией, музей закрыли, экспонаты вывезли в Ленинград на хранение в Музей революции... 

Материал был опубликован в газете под № 120 (6229) от 06.07.2018 под заголовком «Узники стали экскурсоводами».

#история #музей #Орешек

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6229) от 06.07.2018.


Комментарии