«Ужасно развращающий обычай». Мнение педагога Петра Лесгафта о вреде подарков

«Что вы намереваетесь подарить своим детям? — обращался к читателям журналист «Петербургской газеты» в декабре 1899 года, незадолго до Рождества и новогодних праздников, и сам отвечал: — Я сильно подозреваю, что или каких‑нибудь солдатиков, кукол и т. п., или великолепный переплет с рисунком и надписью: «Прочная книжка, сказки для малюток».

«Ужасно развращающий обычай». Мнение педагога Петра Лесгафта о вреде подарков | ФОТО Filip Mishevski on Unsplash

ФОТО Filip Mishevski on Unsplash

Под «прочной» разумелось издание из плотного картона, который тяжело порвать. Но, как известно, для подрастающего поколения нет ничего непосильного. «Держу пари, что малютка переплет сломает, разрежет или что‑нибудь в таком роде», — со знанием дела уверял автор статьи.

Придя к столь неутешительному выводу, он решил обратиться за практическим советом относительно возможных подарков к «такому большому знатоку детской психологии, как профессор Лесгафт».

Фигура Петра Францевича Лесгафта, врача, самобытного педагога и общественного деятеля, в представлении не нуждается. Надо отметить, он не только соз­дал оригинальную систему гармоничного физического воспитания, но и отличался интересными и глубокими воззрениями на педагогику. В беседе с журналистом «Петербургской газеты» он, в частности, высказал парадоксальную, на первый взгляд, мысль: подарки совершенно не нужны…

«Это ужасно развращающий обычай — делать детям подарки, — заявил Петр Францевич. — Дети невольно приучаются оценивать людей по качеству приношений, и не редкость услышать рассуждение ребенка о том, что «это хорошая тетя — она всегда что‑нибудь привозит», и наоборот».

Развивая эту мысль, профессор утверждал: самый лучший подарок — это активное участие ребенка в подготовке праздника. «Пусть дети ходят вместе со взрослыми, покупают всевозможные елочные принадлежности, пусть обсуждают, что именно нужно купить, сами развешивают свечи, фонарики и украшения. Всем приятно сознанье самостоятельного дела, а детям это еще приятнее», — аргументировал Лесгафт.

В качестве примера ученый приводил знакомую всем ситуацию: «заваленные» игрушками ребята зачастую бывают к ним равнодушны — ломают, бросают и просто забывают о них. При этом какая‑­нибудь безделушка, изготовленная своими руками (скажем, «самодельная безобразная кукла, сделанная из тряпок»), может быть самым дорогим сокровищем.

«А почему? Эта тряпичная кукла — собственное произведение ребенка и состав ее хорошо ему известен, — рассуждал профессор. — А подаренная игрушка непременно вызывает желание посмотреть, что внутри, и затем ломается»…

Не исключаем, что многим сегодняшним читателям эти замечания Петра Францевича о елке и гостинцах покажутся вполне современными.

Читайте также:



Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (7817) от 20.12.2024 под заголовком «О вреде подарков и пользе самостоятельного дела».


Комментарии