Усадьба с видом на форты

В июне нынешнего года усадьба адмирала Грейга «Санс-Эннуи», расположенная на старинной Петергофской дороге в Бронке (современный адрес - Краснофлотское шоссе, 62), наконец-то сгорела. С болью говорю «наконец-то», потому что к тому все и шло. Мне довелось побывать там прошлым летом. Дворец стоял разграбленный, с выбитыми окнами и сломанными рамами, открытыми настежь дверями и многочисленными следами ночевок бомжей и деятельности мародеров. Помню, меня еще тогда посетила мысль: сгорит ведь, ей-богу!.. Случайно или, что тоже вполне вероятно, от намеренного поджога. Ведь место ее расположения - лакомый кусок земли... Сглазил.

Усадьба с видом на форты | Так выглядела бывшая усадьба Грейга в первые годы существования здесь санатория «Страховик». Фото начала 1920-х гг. ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Так выглядела бывшая усадьба Грейга в первые годы существования здесь санатория «Страховик». Фото начала 1920-х гг. ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Теперь от дворца, история которого восходит к 1722 году, остались только каменные стены. От пожара рухнули почти все перекрытия, сгорели чердак и крыша. От роскошной дубовой деревянной лестницы, построенной в XVIII веке, остались одни головешки. Это была единственная деталь дворцового интерьера, сохранявшаяся до последних дней. А ведь даже прошедшие войны не потревожили сохранность дворца!..

Первой хозяйкой земли, на которой впоследствии возник дворцово-парковый ансамбль, была сводная сестра Петра I царевна Мария Алексеевна, привезенная в 1708 году в Петербург и получившая здесь участок для строительства усадебного дома. Его начали сооружать лишь в 1722 году, когда Александр Данилович Меншиков пригласил к участию в проекте знаменитого архитектора Доменико Трезини. Так началась история одного из первых дворцов, возведенных в камне вдоль Петергофской дороги.

Место строительства было выбрано со вкусом: в Ораниенбауме, на расстоянии короткой конной прогулки от потешной крепости Петерштадт, прямо на краю высокого берега древнего моря - на обрыве Ижорского плато, с замечательным видом на Кронштадт и форты.

Усадьба несколько раз меняла владельцев. Долгое время она принадлежала премьер-майору Преображенского полка Ивану Ивановичу Косагову. В 1761 году имение купил владелец Ораниенбаума великий князь Петр Федорович - будущий император Петр III. С восшествием на престол он развернул активные строительные работы по ее расширению. Именно тогда усадьба и получила название «Санс-Эннуи» (в переводе с французского - «Без скуки»). Имение предназначалось для фаворитки Петра Елизаветы Воронцовой.

Мемуарист Якоб Штелин, учитель и личный библиотекарь Петра III, записал 17 апреля 1762 года: «Охота за оленем. Обед в Sans Ennui, на даче графини Воронцовой, в 5 верстах от Ораниенбаума. Оттуда прогулка верхом и в линейках на дачу императрицы. Вечером маневры двух корпусов... Большой ужин в Японском зале»...

После переворота 28 июня 1762 года и убийства Петра III имение перешло к Екатерине II и было объединено с Бронной дачей, личной резиденцией императрицы, любимейшим местом, где она проводила время в кругу близких друзей. В наши дни место нахождения Бронной дачи превратили в строительный карьер, который после сооружения Кольцевой автодороги засыпали. Теперь о существовании дачи напоминают только ели, которыми она была обсажена...

В 1780 году указом императрицы имение «Санс-Эннуи» (без территории Бронной дачи) со всей мебелью и убранством было пожаловано «в вечное и потомственное владение» командиру Кронштадтского порта адмиралу Самуилу Карловичу Грейгу, перешедшему в 1764 году на русскую службу из английского флота в чине капитана 1-го ранга. С тех пор усадьба была неразрывно связана с его фамилией. Грейг с блеском выигрывал важнейшие морские сражения, получал ордена и звания, занимал пост губернатора Кронштадта. Под его руководством и по его идеям модернизировали русский флот. Он разработал и усовершенствовал систему парусного вооружения кораблей, внес ряд изменений в конструкции корпусов кораблей и судовых устройств. Впервые в практике русского флота подводные части кораблей стали обшивать медными листами, что значительно улучшило ходовые качества судов.

Женат был Грейг на Саре Кук - тоже из семьи со старинными морскими традициями. К слову: двоюродный брат Сары капитан Джеймс Кук - тот самый путешественник, который был убит жителями Гавайских островов.

С 1788-го по 1844 год имение принадлежало сыну Самуила Грейга, адмиралу и главному командиру Черноморского флота и портов Алексею Самуиловичу Грейгу, а затем его вдове Юлии Михайловне их сыну министру финансов Самуилу Алексеевичу Грейгу и другим наследникам вплоть до 1917 года.

После очередной реконструкции в XIX веке крылья дворца надстроили до двух этажей. Здание венчал миниатюрный восьмигранный бельведер с куполом и флагштоком. О внутреннем убранстве дворца известно мало. Но учитывая, в чьем владении он находился, можно предполагать, что интерьеры были изысканными. Есть исторические записи графа Г. Г. фон Карлова, датируемые началом ХХ века: «...среди прочего в одной комнате была дверь, которая в качестве обрамления имела два слоновых бивня, вмонтированных в готическую арку».

В 1921 году новая власть организовала в здании санаторий «Страховик» для лечения больных желудочно-кишечными заболеваниями. Кстати, здесь начинал свою деятельность будущий известный рентгенолог профессор Самуил Рейнберг. В сентябре 1939 года бывшее имение «Санс-Эннуи» перешло 452-му военно-морскому госпиталю и оставалось в его ведении до 2009 года. Рядом с ним было госпитальное кладбище, точное местонахождение которого неизвестно. По некоторой информации, оно располагалось с восточной стороны усадьбы.

Сохранившись практически без потерь во время Великой Отечественной, здание дворца дважды попадало под реконструкцию в советское время (в 1956 и 1984 годах), в результате которой сильно пострадало: был утрачен бельведер и прочие архитектурные детали. Но оно хотя бы поддерживалось ремонтами... В 2001 году усадьба была признана объектом культурного наследия федерального значения. Люди, которые лечились в ее стенах, вспоминали о необычайной красоте помещений.

Восемь лет назад госпиталь покинул эти стены, и бывшая усадьба перешла в ведение технической базы ВМФ. С этого времени для старинного дворца начались печальные времена: охрану сняли, здание стало пустым. Градозащитники многократно обращали внимание: объекты культурного наследия, которые стали не нужны военным, стоило бы оперативно изымать в государственную собственность. Но вопрос этот не решен до сего времени.

#усадьба Грейга #Ладога #купцы

Комментарии