Уроки для патриотов
Сегодня много говорят о необходимости патриотического воспитания, но что это такое, понимают немногие. История как будто бы повторяется: во второй половине XIX века понятие патриотизма также претерпевало немало изменений.
ФОТО www.boardgamer.ru
Известная триада графа С. С. Уварова «Самодержавие, православие, народность» не отвечала реалиям менявшегося общества. Патриот уже перестал быть синонимом «добропорядочного верноподданного».
Теперь проявления патриотических чувств выражались и в общественной деятельности местного самоуправления, и в благотворительной работе. На авансцену выходили представители низов общества, которым требовалось доступное для них понимание патриотизма. Однако в школах эти реалии не учитывались.
В учебных заведениях, подчиненных Министерству народного просвещения, обычно воспитание любви к Отечеству осуществлялось через углубленное изучение Закона Божьего, истории, русского языка и литературы. Для преподавателей средних учебных заведений были разработаны детальные инструкции, определявшие методику преподавания и круг необходимой литературы для учащихся. В него были включены многочисленные религиозные, дидактические произведения. В число обязательных авторов входили митрополит Филарет, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин.
Основная же цель патриотического воспитания виделась, как предписывалось еще министром народного просвещения П. А. Ширинским-Шахматовым в эпоху Николая I, в «умении ценить благодеяния правительства, постоянно старающегося утвердить образованность на началах христианской нравственности и своебытной народности».
Однако подобная направленность далеко не у всех учеников вызывала сочувствие, и они нередко увлекались революционными идеями. Если в середине XIX века народничество активно пополнялось студентами, то к началу ХХ века радикальные идеи проникли и в среднюю школу.
В правительстве знали об этом. Недаром в концепции общеобразовательной средней школы, разработанной в 1904 году в недрах Министерства народного просвещения, патриотическому воспитанию уделялось повышенное внимание. Для учеников младших классов предлагалось ввести начальный курс истории «в форме рассказов о наиболее выдающихся событиях в нашем отечестве, в живых картинах народного быта разных эпох, в жизнеописаниях великих наших государей, выдающихся отечественных героев и деятелей на разных поприщах общественного и государственного служения».
Отдельно отмечалось, что само преподавание истории должно носить конкретный и правдивый характер, а излишнее морализаторство с нравоучениями «извратили бы доброе воспитательное средство и повели к прямому педагогическому злу».
Подобные положения развивались в циркуляре попечителя Петербургского учебного округа А. А. Мусина-Пушкина от 15 января 1908 года директорам учебных заведений. Цель патриотического воспитания виделась в пробуждении в учащихся чувства «уважения к своему государству и любви к родному народу, многовековым трудом которого создалось это государство». В качестве примера приводились Англия и Германия, «где честь и достоинство родины, где национальная гордость ставятся превыше всего».
Напротив, по мнению попечителя, тогдашняя русская школа являлась слишком книжной, отстраненной от жизни, предоставляя «поверхностное знакомство учащихся с тем, что касается действительной, настоящей России». Подчеркивалось, что содержание учебных программ «не всегда старается развить в ученике здоровую идеализацию». Так, при изучении литературы наибольшее внимание уделялось не положительным, а отрицательным чертам того или иного героя, а при изучении истории – «неприглядным чертам современной русской жизни и нашего исторического прошлого».
Однако призыв к «пересозданию русской школы на началах любви к родному, национальному» так и не нашел своего содержания и остался пустой фразой. Из классической триады Уварова постепенно вымывалась монархическая и религиозная составляющая, и патриотизм трактовался просто как любовь к Отечеству. Нового понимания взамен уваровского не появилось.
Образовавшийся вакуум заполняли разнообразные политические течения. В 1904 году полиция раскрыла революционную организацию «Северный союз учащихся С.-Петербурга», а в 1905 году по многим гимназиям столицы прокатились волнения. Обычным явлением в учебных заведениях стали распространение воззваний и листовок, ношение учащимися значков различных политических партий, на почве чего происходили многочисленные потасовки и срывались уроки.
Несмотря на отдельные попытки в виде занятий военным строем, бойскаутского движения и пр., растить новое поколение в традиционных для русского общества ценностях не удавалось. Напротив, события первой русской революции показали весьма высокий уровень политизации школы, выпускники которой через десяток лет приняли активное участие в событиях 1917 года.
Андрей РУМЯНЦЕВ, кандидат исторических наук
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 005 (5378) от 16.01.2015.
Комментарии