Уроки для патриотов

Сегодня много говорят о необходимости патриотического воспитания, но что это такое, понимают немногие. История как будто бы повторяется: во второй половине XIX века понятие патриотизма также претерпевало немало изменений.

Уроки для патриотов | ФОТО  www.boardgamer.ru

ФОТО www.boardgamer.ru

Известная триада графа С. С. Уварова «Самодержавие, православие, народность» не отвечала реалиям менявшегося общества. Патриот уже перестал быть синонимом «добропорядочного верноподданного».

Теперь проявления патриотических чувств выражались и в общественной деятельности местного самоуправления, и в благотворительной работе. На авансцену выходили представители низов общества, которым требовалось доступное для них понимание патриотизма. Однако в школах эти реалии не учитывались.

В учебных заведениях, подчиненных Министерству народного просвещения, обычно воспитание любви к Отечеству осуществлялось через углубленное изучение Закона Божьего, истории, русского языка и литературы. Для преподавателей средних учебных заведений были разработаны детальные инструкции, определявшие методику преподавания и круг необходимой литературы для учащихся. В него были включены многочисленные религиозные, дидактические произведения. В число обязательных авторов входили митрополит Филарет, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин.

Основная же цель патриотического воспитания виделась, как предписывалось еще министром народного просвещения П. А. Ширинским-Шахматовым в эпоху Николая I, в «умении ценить благодеяния правительства, постоянно старающегося утвердить образованность на началах христианской нравственности и своебытной народности».

Однако подобная направленность далеко не у всех учеников вызывала сочувствие, и они нередко увлекались революционными идеями. Если в середине XIX века народничество активно пополнялось студентами, то к началу ХХ века радикальные идеи проникли и в среднюю школу.

В правительстве знали об этом. Недаром в концепции общеобразовательной средней школы, разработанной в 1904 году в недрах Министерства народного просвещения, патриотическому воспитанию уделялось повышенное внимание. Для учеников младших классов предлагалось ввести начальный курс истории «в форме рассказов о наиболее выдающихся событиях в нашем отечестве, в живых картинах народного быта разных эпох, в жизнеописаниях великих наших государей, выдающихся отечественных героев и деятелей на разных поприщах общественного и государственного служения».

Отдельно отмечалось, что само преподавание истории должно носить конкретный и правдивый характер, а излишнее морализаторство с нравоучениями «извратили бы доброе воспитательное средство и повели к прямому педагогическому злу».

Подобные положения развивались в циркуляре попечителя Петербургского учебного округа А. А. Мусина-Пушкина от 15 января 1908 года директорам учебных заведений. Цель патриотического воспитания виделась в пробуждении в учащихся чувства «уважения к своему государству и любви к родному народу, многовековым трудом которого создалось это государство». В качестве примера приводились Англия и Германия, «где честь и достоинство родины, где национальная гордость ставятся превыше всего».

Напротив, по мнению попечителя, тогдашняя русская школа являлась слишком книжной, отстраненной от жизни, предоставляя «поверхностное знакомство учащихся с тем, что касается действительной, настоящей России». Подчеркивалось, что содержание учебных программ «не всегда старается развить в ученике здоровую идеализацию». Так, при изучении литературы наибольшее внимание уделялось не положительным, а отрицательным чертам того или иного героя, а при изучении истории – «неприглядным чертам современной русской жизни и нашего исторического прошлого».

Однако призыв к «пересозданию русской школы на началах любви к родному, национальному» так и не нашел своего содержания и остался пустой фразой. Из классической триады Уварова постепенно вымывалась монархическая и религиозная составляющая, и патриотизм трактовался просто как любовь к Отечеству. Нового понимания взамен уваровского не появилось.

Образовавшийся вакуум заполняли разнообразные политические течения. В 1904 году полиция раскрыла революционную организацию «Северный союз учащихся С.-Петербурга», а в 1905 году по многим гимназиям столицы прокатились волнения. Обычным явлением в учебных заведениях стали распространение воззваний и листовок, ношение учащимися значков различных политических партий, на почве чего происходили многочисленные потасовки и срывались уроки.

Несмотря на отдельные попытки в виде занятий военным строем, бойскаутского движения и пр., растить новое поколение в традиционных для русского общества ценностях не удавалось. Напротив, события первой русской революции показали весьма высокий уровень политизации школы, выпускники которой через десяток лет приняли активное участие в событиях 1917 года.


Андрей РУМЯНЦЕВ, кандидат исторических наук

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 005 (5378) от 16.01.2015.


Комментарии