Улицы-однофамильцы

Среди проблем топонимики крупных городов – улицы с очень похожими друг на друга или даже одинаковыми наименованиями. Касается это и Петербурга. Даже без учета пригородов в нашем городе есть, например, две Казанские улицы (в центре и на Малой Охте), а также две Софийские – в Купчине и Шувалове. А бывает и так, что в названиях улиц увековечивают память разных персон с одинаковыми фамилиями. Вот и возникают казусы. Характерный пример – ситуация в послевоенном Ленинграде с двумя улицами в честь разных Смирновых.

Улицы-однофамильцы | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Первая из них возникла на карте города 27 января 1949 года, когда к пятой годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады появилось несколько названий в память о защитниках города. Тогда Ломанский переулок на Выборгской стороне неподалеку от Финляндского вокзала назвали улицей Смирнова – в память о погибшем в сентябре 1941 года на Пулковских высотах комиссаре Николае Алексеевиче Смирнове.

С этим названием более десятилетия не было проблем, пока 16 июля 1962 года Ланское шоссе не переименовали в честь разбившегося 17 июня того же года в автомобильной катастрофе председателя Ленгорисполкома (то есть формально – главы города) Николая Ивановича Смирнова. Официальное наименование, с инициалами – проспект Н. И. Смирнова – вероятно, было принято как раз для большего различия с улицей Смирнова. Напомним, комиссар тоже был Николаем. Иногда употреблялся также вариант «проспект имени Н. И. Смирнова».

Однако схожесть двух названий все равно вызывала путаницу. В архивных документах городской комиссии по наименованию (предшественницы современной Топонимической комиссии) сохранились несколько недовольных писем от горожан.

Во-первых, их недоумение вызывал сам факт увековечения памяти Н. И. Смирнова. Так, в послании, пришедшем в редакцию «Ленинградской правды» в 1965 году, его автор (тоже по фамилии Смирнов!) удивлялся: «В честь каких заслуг решили увековечить его имя?». Мол, нельзя ведь только ему приписывать все достижения ленинградцев за период, когда он занимал свой высокий пост. В ряде других писем также задавались подобные вопросы. Кроме того, и этот, и другие авторы писем отмечали сомнительные, на их взгляд, обстоятельства кончины Н. И. Смирнова: якобы в момент автокатастрофы он находился в состоянии опьянения.

Во-вторых, авторы писем обращали внимание на проблему сходства наименований. Уже в 1972 году москвич Александр Малков в своем письме указывал, что у гостей Ленинграда также возникали проблемы по этому поводу: «Если же спросить у местных жителей, как добраться до улицы Смирнова, то они очень охотно объяснят, как проехать до... проспекта Смирнова».

В итоге в ноябре 1974 года комиссия по наименованию решила изменить название улицы Смирнова, добавив в него уточнение – «Комиссара». 4 декабря 1974 года это решение было утверждено, в таком виде название существует и поныне. Что же касается проспекта Н. И. Смирнова, то в комиссии затем рассматривался вариант с упрощением названия до просто проспекта Смирнова, однако форма с инициалами так и сохранялась до конца советского периода. Окончательно же вопрос был снят 4 октября 1991 года, когда проспекту вернули историческое имя: он вновь стал Ланским шоссе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (5744) от 15.07.2016.


Комментарии