Ударник в серебре и бронзе

Значок «Ударнику 1932 г., завершающего пятилетку» – напоминание о том, как был осуществлен первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Он был принят в 1928 году и выполнен за четыре года и три месяца. По крайней мере так было объявлено официально.

Ударник в серебре и бронзе | По краям значка – символическое единение рабочих и крестьян: колосья, шестерни, завод и плотина. Из коллекции Государственного музея политической истории

По краям значка – символическое единение рабочих и крестьян: колосья, шестерни, завод и плотина. Из коллекции Государственного музея политической истории

Лозунг «Пятилетку в четыре года» был выдвинут Сталиным буквально сразу после ее начала. «Правая оппозиция», выступавшая против чрезмерно высоких темпов индустриального развития (ее лидерами были Николай Бухарин, Алексей Рыков и Михаил Томский), к тому времени была подавлена, так что сопротивляться было некому.

Летом 1930 года на XVI съезде ВКП(б), вошедшем в историю как «съезд развернутого наступления социализма по всему фронту», форсированный вариант индустриализации был закреплен окончательно. В кратчайшие сроки страна превратилась в строительную площадку: шла реконструкция старых заводов в Москве, Ленинграде, Горьком, на Урале и в Донбассе. Возводились новые предприятия, которые оснащали самой совершенной по тем временам техникой, в том числе заграничной, на приобретение которой не жалели средств.

Историки отмечают, что перенапряжение сил породило немало острых негативных явлений. Из-за ошибок в планировании стала приходить в упадок финансовая система страны. В результате потребовалось прекратить финансирование 613 из 1659 основных строящихся объектов. В 1932 году фактический рост промышленности составил всего 14,7%, тогда как намечалось 32%.

Возникавшие проблемы руководство нередко стремилось решать за счет ужесточения дисциплины. К примеру, по закону от 15 ноября 1932 года, человека могли уволить, если его не было на рабочем месте в течение одного дня. А вслед за увольнением он терял и все права, которые давала работа, – на бесплатное жилье, продовольственную карточку, бесплатный отдых...

Именно в годы первой пятилетки на службу стройкам социализма был поставлен принудительный труд заключенных. В апреле 1930 года был принят указ о расширении трудовых лагерей, которые передавались в ведение Главного управления лагерей – печально знаменитого ГУЛАГа. Труд заключенных применялся в строительстве, на осушении болот, лесозаготовках и промышленных объектах.

И, конечно же, государство пропагандировало массовую мобилизацию населения в поддержку индустриализации. Появилось даже имя Пятьвчет, стоявшее в ряду таких новых советских имен, как Даздраперма, Кравсил, Вильгемир и тому подобных. Одним из знаков морального поощрения и стал упомянутый выше значок ударников, чей выпуск был приурочен также к 15-й годовщине Октябрьской революции. На это указывает римская цифра XV на красном фоне под профилями вождей.

Как отмечает старший научный сотрудник Государственного музея политической истории России Леонид Кудзевич, во многом именно благодаря движению ударников удалось выполнить пятилетний план на девять месяцев раньше срока. Первая ударная бригада была создана еще в 1928 году, и уже вскоре движение стало массовым.

Знак «Ударнику 1932 г.» был выпущен в двух вариантах – 10 тыс. в серебре и 53 тыс. в бронзе. Тот значок, который находится в коллекции Государственного музея политический истории России, за # 050035, был вручен Андрею Николаевичу Брызгалову. В грамоте «Лучшему ударнику», выданной ему в том же 1932 году, говорилось, что он, «как герой большевистских темпов», награждается «за упорное перевыполнение промфинплана, применение социалистических методов труда и рационализацию производства».

«Вся его жизнь прошла на Онежском металлургическом и механическом заводе (сейчас Онежский тракторный) в Петрозаводске. Начинал работать в электрическом цехе, участвовал в монтаже шлюзов для Беломорско-Балтийского канала, в 1940 году был избран депутатом Верховного совета Карело-Финской ССР. Во время войны был главным энергетиком завода, эвакуированного под Красноярск, потом – главным инженером, – отмечает Леонид Кудзевич. – Впоследствии значок хранился в семье, а в 1975 году был передан в тогдашний Музей революции вместе с другими трудовыми наградами».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (5752) от 27.07.2016.


Комментарии