«Ученье — свет!». Как в Советском Союзе ликвидировали безграмотность

Со стереотипами бороться сложно. Непробиваемым аргументом критиков дореволюционных порядков служит отсталость царизма в сфере народного образования. Однако если, по данным переписи населения 1897 года, число неграмотных в Российской империи составляло около 60%, то к 1916-му оно снизилось до 20%. Многие исследователи полагают, что к полной ликвидации неграмотности Россия пришла бы и без всякой революции.

«Ученье — свет!». Как в Советском Союзе ликвидировали безграмотность | ФОТО из Государственного музея политической истории России

ФОТО из Государственного музея политической истории России

Впрочем, нет особого смысла рассуждать, как было бы, если... Экспонат Государственного музея политической истории России –  значок «Долой неграмотность!», выпущенный к десятилетию Октябрьской революции, –  напоминает о массовой кампании по обучению чтению и письму.

В июле 1920 года Совет народных комиссаров РСФСР выпустил декрет об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности.

В августе 1923 года власти провозгласили полную ликвидацию неграмотности населения РСФСР к десятилетию Октябрьской революции. Однако Всесоюзная перепись населения, проведенная 17 декабря 1926 года, показала, что грамотных в РСФСР насчитывалось 60,9%. Много, но явно недостаточно. Причем в сельской местности доля грамотного мужского населения составляла 42,4%, а женского –  всего 14,2%.

Среди причин того, что план был сорван, историки называют недостаточное финансирование народного образования и дефицит учительских кадров, а также крестьянскую инерцию: люди десятилетиями не знали грамоты, поэтому не видели ничего страшного в том, что так будет продолжаться и дальше. Многие крестьяне считали: научился расписываться –  и довольно.

На обучение девочек вообще смотрели как на дело второстепенное. Сельские жители рассуждали следующим образом: надо в первую очередь справить одежонку и отправить в школу сына, потому что ему в солдаты идти, да и неудобно мужику быть неграмотным. А баба подождет: не научится читать –  невелика беда.

Настороженное отношение крестьян к кампании ликвидации неграмотности вызывало и то, что она нередко соседствовала с пропагандой атеизма и воинствующего безбожия.

Многие исследователи отмечают, что преподавание грамоты для взрослых было сопряжено с политической пропагандой. В этом отношении разительно отличались даже буквари. Хотя те, что использовались до революции, тоже были не свободны от идеологии: в них упоминались царь, бог, обязанности верноподданных. Но главное –  в них отражалось стабильное патриархальное общество. Советские буквари были нацелены на создание «нового человека» –  строителя коммунизма. Изменились подача материала, лексика и темы. Советский букварь говорил лозунгами: «Ты рада Советам. Бары не рады. Мы не сыты, но мы не рабы».

Состоявшееся в 1925 году первое комсомольское совещание, посвященное борьбе с неграмотностью, констатировало, что в новых букварях «красной нитью проходят вопросы политграмоты, советского строительства, основ ленинизма». Рассказывается о том, что дала трудящимся советская власть, о причинах неграмотности, о смычке города с деревней...

Кампания по борьбе с неграмотностью продолжалась до конца 1930-х годов, однако перепись 1939 года показала, что достигнуть цели так и не удалось. Грамотными оказались 81,2%. Приказом наркома просвещения от 23 октября 1940 года отделам народного образования было предписано завершить ликвидацию неграмотности к 1 января 1943 года. Понятно, что начавшаяся война разрушила все планы.

Может показаться удивительным, но заниматься ликвидацией неграмотности приходилось даже при Никите Хрущеве, когда уже было объявлено о достаточно скором построении в нашей стране коммунизма. Во всяком случае именно так было озаглавлено постановление бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров от 27 августа 1962 года –  «О завершении ликвидации неграмотности и малограмотности в РСФСР».

Спустя три года о выполнении этого постановления из Кемеровской области сообщали: «На 1 июля 1965 г. по области остались 398 неграмотных и 4155 малограмотных. Обком КПСС, партийные, профсоюзные, комсомольские организации городов и районов принимают меры, чтобы закончить обучение оставшихся неграмотных в течение 1965 года».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#образование #история #СССР

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (6985) от 11.08.2021 под заголовком ««Бары не рады»».


Комментарии