Участок с ветряком. История дачи Авенариуса в Тарховке

Памятник «Ленин в Разливе» (Курортный район, Федотовская дорожка, 42 / Тарховская ул., 22) на небольшом холме у переезда в Тарховке знают, наверное, многие. Менее известно, что за скульптурой вождя в глубине парка находится окруженная высоким забором дача инженера и предпринимателя, инициатора строительства Приморской Санкт-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги и Сестрорецкого курорта Петра Александровича Авенариуса.

Участок с ветряком. История дачи Авенариуса в Тарховке | Хотя усадьба Петра Авенариуса и имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, ее дальнейшая судьба остается неясной. / ФОТО Олега ГАНУСИНЦА

Хотя усадьба Петра Авенариуса и имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, ее дальнейшая судьба остается неясной. / ФОТО Олега ГАНУСИНЦА

До недавнего времени в истории тарховской дачи было немало белых пятен, некоторую ясность внесло недавнее изучение архивных данных петербургскими историками архитектуры Мариной Монастырской и Еленой Васильевой.

Участок на «пустопорожнем» месте в Тарховке Петр Авенариус приобрел в 1894 году. Его западную часть он вскоре уступил под платформу железнодорожного полустанка (позже ее перенесли ближе к Сестрорецку, где станция Тарховка располагается и ныне).

К застройке участка Авенариус приступил только в 1907 году. В центре появился двухэтажный деревянный зимний дом под железной крышей на гранитном фундаменте с двумя барскими квартирами. Все было на высшем уровне: паркетные полы, канализация, водопровод... Ветряк (говоря по-современному –  ветрогенератор) на крыше приводил в действие водяной насос. К западному входу со стороны железной дороги поднималась парадная лестница.

Рядом с усадебным домом находился двухэтажный деревянный жилой флигель. А еще в усадьбе имелись каретный сарай, конюшня, птичник, сеновал, а также ледник, не сохранившиеся до наших дней. У железной дороги были размещены предназначенные для пассажиров одноэтажные торговые ряды.

К 1907 году Авенариус вышел из правления Акционерного общества Приморской С.-Петербурго-Сестрорецкой железной дороги, которое не принесло ее устроителям ожидаемого дохода и было объявлено банкротом. После того как 1 декабря 1909 года предприниматель скоропостижно скончался, по завещанию его имущество перешло к жене Марии Яковлевне. В 1913 году она продала тарховскую дачу баронессе Марии Фридриховне Гойнинген-Гюне, в том же году вышедшей замуж за потомственного дворянина Эдмунда Ричардовича Святополк-Мирского.

Для новых хозяев в 1913 –  1914 годах архитектор Иван Володихин перестроил усадьбу: в центральной части здания возвел башенку-бельведер (сохранилась частично), а над ризалитом северного фасада –  декоративный шпиль (не сохранился). Дом обшили досками и оштукатурили, появился лепной декор с грифонами и женскими головками.

21.jpg

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Хозяева сдавали дачу внаем, одну из двух квартир главного дома занимал сам архитектор Володихин. В 1917 году Святополк-Мирский решил передать свою тарховскую усадьбу в аренду, чтобы разместить в нем убежище «для воинов инвалидов», но, скорее всего, сделать этого не успел.

После революции дачу Авенариуса национализировали и стали использовать как дом отдыха «Севзапкино», а в 1930 году передали Военному ведомству под санаторий Ленинградского военного округа. В последующие годы дачную территорию расширили за счет присоединения к ней участков на берегу озера Сестрорецкий Разлив. Тогда же проложили прогулочные дорожки, разбили клумбы и цветники.

В годы войны санаторий оказался в непосредственной близости от линии фронта. В его помещениях работал 257-й сортировочный эвакогоспиталь. Воинов, погибших от смертельных ран, хоронили на близлежащем Тарховском кладбище.

В 1945 году госпиталь снова стал санаторием. С берегом озера главный корпус соединила аллея, украшенная декоративными гипсовыми вазами, появились фонтаны, декорированные скульптурой. Тарховский военный санаторий принимал до двухсот отдыхающих единовременно, их размещали в нескольких отдельных деревянных постройках, а в главном здании находились библиотека, кинозал и бильярдная.

Со временем деревянные исторические строения стали ветшать и разрушаться, в 2007 году филиал санатория на бывшей даче Авенариуса закрыли. Некоторые предметы искусства из усадебного дома перенесли в главное здание санатория (Тарховский пр., 24).

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#архитектура #история #дача

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (6992) от 20.08.2021 под заголовком «Дача с ветряком».


Комментарии