Убытки князя Церетели. Почему «Частная русская опера» оказалась убыточной
«Покорнейше прошу Ваше Превосходительство сдать мне театр Консерватории для ежедневных спектаклей Русской Оперы с участием иностранных выдающихся гастролеров с 1 октября 1904 года до Страстной Недели 1905 года...» Такое письмо известный антрепренер грузинский князь Алексей Церетели отправил «заведующему зданием» петербургской Консерватории Владимиру Туру.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Решение принимали долго: изучали репутацию заявителя, наводили справки о его деле, ведь желающих проводить гастроли в Большом зале всегда было очень много. Вообще частные оперные антрепризы, выступавшие на этой сцене, были важной частью музыкальной жизни Петербурга. По своей известности в городе и посещаемости их спектакли не уступали тем, что проходили в Мариинском театре и Народном доме.
Впрочем, в любой момент проект мог внезапно закрыться: сообщения о прекращении работы того или иного коллектива, о бедственном положении артистов из закрывшейся антрепризы не были редкостью в те годы и не вызывали удивления у публики...
«Частная русская опера» князя Алексея Церетели гастролировала в Петербурге с 1900-го по 1907 год, арендуя разные залы. Первоначально особого внимания она не привлекла, но на сезон 1904/05 годов Церетели имел большие планы. Ему удалось-таки арендовать Большой зал Консерватории на длительный срок, и уже летом туда доставили декорации, специально заказанные для новых постановок. Среди них была, между прочим, опера Римского-Корсакова «Пан воевода», впервые прозвучавшая в Петербурге 3 октября 1904 года именно в антрепризе Церетели.
В течение всего сезона в «Частной русской опере» выступали любимые публикой итальянцы Маттиа Баттистини и Титта Руффо, признанные звезды отечественной сцены: Леонид Собинов, Николай Фигнер, Надежда Ван-дер-Брандт. Но собирать полные залы «Частной опере» помешали революционные события, а в течение четырех дней театр был даже закрыт...
На следующий сезон Церетели вновь снял Большой зал Консерватории, намереваясь поставить 140 оперных (русских, итальянских) и драматических представлений. Сборы в театрах постепенно поднимались, была набрана первоклассная оперная труппа. Антрепренер сделал ставку на громкое событие: 26 декабря 1905 года он представил петербургскую премьеру оперы «Джоконда» Понкьелли при участии Николая Ростовского, Марии Долиной и Титты Руффо.
В главной роли должна была выступить европейская звезда тех лет - певица Ливия Берленди. Билеты на спектакль были распроданы за несколько часов. Однако незадолго до премьеры стало известно о болезни актрисы. Рискуя сорвать спектакль, Церетели выбрал на роль Джоконды молодую Леониду Балановскую - учащуюся выпускного класса петербургской Консерватории. Премьера прошла успешно, а в конце спектакля Титта Руффо прямо на сцене преподнес молодой певице свой портрет с автографом.
Балановская тут же получила множество приглашений, стала солисткой Мариинского, а позже - Большого театра в Москве. Именно в этом сезоне в оперной труппе Церетели пел также недавний выпускник - лауреат петербургской Консерватории, будущий солист Мариинского театра баритон Павел Андреев. Его выступления были настолько удачными, что он тут же получил множество предложений ехать в Италию для разучивания определенных партий на итальянском языке, чтобы затем исполнить их в петербургской Итальянской опере...
Впрочем, при всей своей популярности антреприза Церетели была убыточным предприятием, в которое организатор постоянно вкладывал собственные средства. Больших расходов требовали аренда огромного зала (400 рублей за вечер!), изготовление декораций, гонорары исполнителям. Поэтому с каждым сезоном задолженность по оплате аренды лишь росла.
В 1906 году Русское музыкальное общество предъявило в суде иск к Церетели почти на сто тысяч рублей: мол, он не платит за аренду зала с 1904 года. Судебный процесс длился более двух лет. За это время князю удалось уменьшить исковые требования до 14 тысяч рублей, доказав, что Консерватория мешала его успешной театральной деятельности. Выплатив долг, Церетели покинул Петербург. Дальнейшая деятельность князя, кстати, довольно успешная, проходила уже в Европе и Америке.
На весь сезон 1907/08 годов Большой зал Консерватории был сдан греческому подданному Александру Дракули-Критикосу, бывшему артисту Московских императорских театров, - для проведения 180 оперных и драматических представлений.
Антреприза успешно работала, выступали прекрасные певцы, артисты императорских театров Василий Севастьянов, Николай Фигнер, Павел Андреев. Несколько раз вышел на сцену и сам Александр Дракули. Особенно приглянулись публике редко звучавшая в то время «Хованщина» в постановке Николая Арбатова, «Моряк-скиталец» Вагнера и «Песнь торжествующего дилетантизма» Гартевельда.
Однако спустя месяц произошла почти детективная история. Дракули отошел от дел и уехал, бросив певцов и оркестрантов без денег и работы. Те обратились в дирекцию Консерватории с просьбой разрешить им самостоятельно дать семь спектаклей на льготных условиях. Получив отказ, артисты бросились искать покровителя. И нашли его в лице певца Николая Фигнера. Новому товариществу под его руководством зал был сдан с ноября 1907 года на четыре месяца. Однако публика не поддержала это начинание, и вскоре антреприза прекратила свое существование...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6583) от 06.12.2019 под заголовком «Убытки князя Церетели».
Комментарии