Как в Гостилицы из столичного Летнего сада церковь перевезли

В старинном парке села Гостилицы находится Троицкая церковь. Она привлекает внимание изящными классическими портиками на боковых фасадах, высокой колокольней. Поляна, над которой возвышается храм, спускается к близлежащему родниковому Ледяжному пруду. За ним видны дома деревенских жителей. Северный портик обращен в сторону развалин господского дома, стоящего в таком виде со времен войны...

Как в Гостилицы из столичного Летнего сада церковь перевезли  | Храм в Гостилицах был возрожден буквально из руин - это дает надежду, что будет восстановлен и расположенный по соседству бывший господский дом. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Храм в Гостилицах был возрожден буквально из руин - это дает надежду, что будет восстановлен и расположенный по соседству бывший господский дом. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В капитальном труде «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», изданном в 1885 году, сообщается, что храм, согласно клировым ведомостям, был построен в 1764 году графом Кириллом Григорьевичем Разумовским. Однако архивные изыскания, проведенные недавно в связи с реставрацией церкви, позволяют назвать более раннее время ее появления здесь и выяснить, как это случилось.

18 июля 1761 года священник «церкви Живоначальной Троицы, что в Гостилицкой мызе» Василий Игнатьев сообщал своему духовному начальству в Санкт-Петербургскую духовную консисторию, что хранящийся в храме антиминс (четырехугольный кусок материи, в который вшиты частицы мощей), «печатанный на атласе, который освящен 734 года июня 4 дня... ныне во ветхости находится...».

Обращает внимание дата - июнь 1734 года, время правления императрицы Анны Иоанновны. Православной церкви при гостилицкой усадьбе тогда еще не было. Тогда о чем же речь? Ответ дал другой документ, относящийся уже к иной эпохе. Это «доношение», направленное в январе 1750 года Елизавете Петровне от управителя этой вотчины Юлия Уиландера.

В нем говорилось: «В Копорской его Сиятельства вотчине в Гостилицкой мызе в верхних покоях поставлена церковь, присланная из Санкт-Петербурга из Летнего вашего императорского величества дворца в прошлом 1747 году, и которая освящена во имя храма святого праведного Симеона богоприимца и Анны пророчицы». Далее сообщалось, что в 1749 году «по приказанию Его Сиятельства оная святая церковь разобрана и поставлена близь в саду, в котором после сделана новой и строением вся к окончанию приведена...».

Вот и ответ: Гостилицкую церковь перевезли из столицы, причем с находившимися в ней старинными иконами, которые Анна Иоанновна унаследовала от своей матери царицы Прасковьи Федоровны.

Дворец, о котором идет речь в «доношении», находился в Летнем саду у самого берега Невы и отличался богатым внутренним убранством. В этом здании в октябре 1740 года скончалась Анна Иоанновна. Императрица Елизавета Петровна, вступившая на престол в результате дворцового переворота 25 ноября 1741 года, не пожелала сохранять память о предшественнице: дворец в 1747 - 1749 годах разобрали.

Что же касается церкви в Гостилицах, то она и здесь продолжала быть домашней - уже для владельца имения Кирилла Разумовского. Таковой она оставалась и после того, как к ней приписали пять близких деревень, и когда она стала каменной. Старинный иконостас создавал в церкви особый молитвенный настрой. Многие крестьяне-прихожане приходили на богослужение со своими домашними иконами, которые ставили на специально устроенные полочки. Известно, что в этом храме очень любила молиться дочь Николая I великая княгиня Мария Николаевна, герцогиня Лейхтенбергская, президент Академии художеств.

В 1908 году в церкви затеяли ремонт, хотели поднять полы в амвоне - для этого потребовалось бы разобрать старый иконостас. Делом занялся член императорского Русского археологического общества Владимир Суслов - известный исследователь русского зодчества, архитектор, реставратор и археолог. В итоге 3 октября 1908 года Императорская археологическая комиссия уведомила консисторию и причт церкви, что не может разрешить замену иконостаса, поскольку признает его «имеющим решительное художественное достоинство и гармонирующим с архитектурою всего храма». Вопрос был закрыт...

Прошли годы, наступили иные времена. В 1939 году престарелый священник отец Николай Молчанов вынужден был передать здание церкви местному совхозу «Красная Балтика» под склад зерна. Иконостас был укрыт дощатой обшивкой. Очевидно, прихожане надеялись сохранить реликвию до лучших времен.

Однако прежде случилась война. В сентябре 1941 года Гостилицы оказались в оккупации. В селе разместилась немецкая воинская часть. В церкви, по воспоминаниям селян, вначале была конюшня, лошадей кормили хранившимся тут зерном. Когда оно кончилось, храм приспособили под офицерский клуб. Наверное, именно тогда убрали дощатую обшивку и добрались до иконостаса. При освобождении Гостилиц в заминированной церкви обнаружили только голые стены. Судьба икон неизвестна. А в здание вернулся сельскохозяйственный склад...

В 1993 году молодой, только еще начинающий, священник Викторин Кадников принял от совхоза обветшавшие стены овощехранилища. Неусыпными трудами вернул им начальное значение. Чин великого освящения возрожденного исторического храма был совершен 2 октября 2014 года.

Материал был опубликован в газете под № 092 (6201) от 25.05.2018 под заголовком «У родникового пруда».

#церковь #история #православие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (6201) от 25.05.2018.


Комментарии