Тысяча богинь

В начале марта 1905 года в Таврическом дворце произошло грандиозное событие – открылась историко-художественная выставка русских портретов. Их было представлено более двух тысяч, созданных на протяжении двухсот лет – с конца XVII по начало XX века.

Тысяча богинь |

Выставка была восторженно встречена публикой и удостоена лестных отзывов знатоков изобразительного искусства. Ее называли «живым паркетом русской истории», «безумием великолепия и роскоши», «бездной психического материала». Основу экспозиции составили произведения из царских и великокняжеских дворцов, государственных учреждений, столичных музеев, пригородных дворцов. Но особую полноту и одновременно загадочность выставке придавали портреты, поступившие из многочисленных дворянских усадеб. Были среди них и настоящие шедевры, до сих пор неизвестные публике и специалистам.

Подготовительная работа продолжалась более двух лет. По словам художественного критика Владимира Стасова, чтобы организовать столь масштабное мероприятие, нужны большая энергия, настойчивость и бесконечное терпение. Такими качествами, без сомнения, обладал генеральный комиссар выставки Сергей Дягилев – известный театральный и художественный деятель. Именно благодаря ему выставка получилась такой грандиозной. Достаточно сказать, что большинство «дворянских гнезд» (более 70) Дягилев посетил лично. Участие в подготовке экспозиции знатоков изобразительного искусства Николая Врангеля, Александра Бенуа, Игоря Грабаря позволило свести к минимуму ошибки при атрибуции представленных портретов.

Отдельно следует сказать о роли великого князя Николая Михайловича, историка и коллекционера. Он стал председателем выставочного комитета и убедил Николая II взять выставку под высочайшее покровительство. Николай Михайлович помог получить для выставки Таврический дворец, залы которого позволяли разместить такое количество работ. Портреты сгруппировали по царствованиям, а в каждом царствовании – по художникам, что соответствовало идее выставки как историко-художественной.

Русское портретное искусство предстало во всем своем богатстве и многообразии от парсуны до произведений современников. Впервые воедино были собраны сто произведений Левицкого, почти столько же работ Боровиковского, более пятидесяти Рокотова, а также работы Кипренского, Тропинина, Аргунова, Брюллова, Шубина, Щукина, Крамского и многих других мастеров русского портретного искусства. Наряду с русскими художниками фигурировали и наиболее выдающиеся иностранные портретисты, работавшие в России, например, Рослен, Винтергальтер и др.

Разумеется, представлены были не только шедевры, но и вещи третьестепенные. Однако они позволяли создать целостное впечатление о развитии отечественного портрета за два столетия. Отзывы носили преимущественно эмоциональный характер. Особый восторг вызвали женские портреты. «Тысяча богинь смотрит на нас с небес: тут и Суворов будет побеждать, и Потемкин присоединять Крым, все будут грезить, напрягаться, выходить из сил», – такие восторженные слова в журнале «Весы» оставил художник Николай Ремизов.

Были, впрочем, и другие оценки. Некоторые критики назвали эпоху, в которой творили Левицкий и Боровиковский, «временем пресмыкания», а их искусство «рабским», норовящим «прославлять сильных и богатых».

Не менее значимым, нежели художественный, был общественный эффект выставки. В журнале «Нива» 30 апреля 1905 года отмечалось: «В стенах Таврического дворца созданы в лицах страницы русской народной славы и скорби: тут и Северная война, и бироновщина, и пугачевщина, и «петровские птенцы», и «екатерининские орлы». По замыслу устроителей, посетители должны были полностью погружаться в атмосферу той или иной эпохи.

Выставка была исторической не только по названию и содержанию экспозиции. Она явилась символом уходящей эпохи. По словам Дягилева, это было время, когда «вырубались «вишневые сады» и «культ предков» уже выдыхался». Символично, что посетители восприняли серый цвет последнего выставочного зала как завершение этапа русской истории, который начался при Петре Великом. Кстати, один из оформителей залов архитектор Владимир Щуко впоследствии стал автором такого символа нового времени, как «Пропилеи Смольного». Он же один из авторов памятника Ленину у Финляндского вокзала.

Фоном выставки были поистине драматические события. Шла Русско-японская война (выставка устраивалась «в пользу вдов и сирот павших в бою воинов»), был самый разгар первой русской революции. И герои выставки – «птенцы гнезда Петрова», «елизаветинские красавицы», «екатерининские вельможи» как будто бы с изумлением взирали на то, что происходило вокруг...


КСТАТИ

Значительная часть полотен, особенно из тех, которые вернулись в усадьбы, была утрачена. К счастью, все портреты Таврической выставки были сфотографированы и частично (1087) опубликованы в пятитомном издании «Русские портреты XVIII и XIX столетий» (СПб, 1905 – 1909), инициатором которого стал великий князь Николай Михайлович.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5426) от 27.03.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.