Тысяча богинь

В начале марта 1905 года в Таврическом дворце произошло грандиозное событие – открылась историко-художественная выставка русских портретов. Их было представлено более двух тысяч, созданных на протяжении двухсот лет – с конца XVII по начало XX века.

Тысяча богинь |

Выставка была восторженно встречена публикой и удостоена лестных отзывов знатоков изобразительного искусства. Ее называли «живым паркетом русской истории», «безумием великолепия и роскоши», «бездной психического материала». Основу экспозиции составили произведения из царских и великокняжеских дворцов, государственных учреждений, столичных музеев, пригородных дворцов. Но особую полноту и одновременно загадочность выставке придавали портреты, поступившие из многочисленных дворянских усадеб. Были среди них и настоящие шедевры, до сих пор неизвестные публике и специалистам.

Подготовительная работа продолжалась более двух лет. По словам художественного критика Владимира Стасова, чтобы организовать столь масштабное мероприятие, нужны большая энергия, настойчивость и бесконечное терпение. Такими качествами, без сомнения, обладал генеральный комиссар выставки Сергей Дягилев – известный театральный и художественный деятель. Именно благодаря ему выставка получилась такой грандиозной. Достаточно сказать, что большинство «дворянских гнезд» (более 70) Дягилев посетил лично. Участие в подготовке экспозиции знатоков изобразительного искусства Николая Врангеля, Александра Бенуа, Игоря Грабаря позволило свести к минимуму ошибки при атрибуции представленных портретов.

Отдельно следует сказать о роли великого князя Николая Михайловича, историка и коллекционера. Он стал председателем выставочного комитета и убедил Николая II взять выставку под высочайшее покровительство. Николай Михайлович помог получить для выставки Таврический дворец, залы которого позволяли разместить такое количество работ. Портреты сгруппировали по царствованиям, а в каждом царствовании – по художникам, что соответствовало идее выставки как историко-художественной.

Русское портретное искусство предстало во всем своем богатстве и многообразии от парсуны до произведений современников. Впервые воедино были собраны сто произведений Левицкого, почти столько же работ Боровиковского, более пятидесяти Рокотова, а также работы Кипренского, Тропинина, Аргунова, Брюллова, Шубина, Щукина, Крамского и многих других мастеров русского портретного искусства. Наряду с русскими художниками фигурировали и наиболее выдающиеся иностранные портретисты, работавшие в России, например, Рослен, Винтергальтер и др.

Разумеется, представлены были не только шедевры, но и вещи третьестепенные. Однако они позволяли создать целостное впечатление о развитии отечественного портрета за два столетия. Отзывы носили преимущественно эмоциональный характер. Особый восторг вызвали женские портреты. «Тысяча богинь смотрит на нас с небес: тут и Суворов будет побеждать, и Потемкин присоединять Крым, все будут грезить, напрягаться, выходить из сил», – такие восторженные слова в журнале «Весы» оставил художник Николай Ремизов.

Были, впрочем, и другие оценки. Некоторые критики назвали эпоху, в которой творили Левицкий и Боровиковский, «временем пресмыкания», а их искусство «рабским», норовящим «прославлять сильных и богатых».

Не менее значимым, нежели художественный, был общественный эффект выставки. В журнале «Нива» 30 апреля 1905 года отмечалось: «В стенах Таврического дворца созданы в лицах страницы русской народной славы и скорби: тут и Северная война, и бироновщина, и пугачевщина, и «петровские птенцы», и «екатерининские орлы». По замыслу устроителей, посетители должны были полностью погружаться в атмосферу той или иной эпохи.

Выставка была исторической не только по названию и содержанию экспозиции. Она явилась символом уходящей эпохи. По словам Дягилева, это было время, когда «вырубались «вишневые сады» и «культ предков» уже выдыхался». Символично, что посетители восприняли серый цвет последнего выставочного зала как завершение этапа русской истории, который начался при Петре Великом. Кстати, один из оформителей залов архитектор Владимир Щуко впоследствии стал автором такого символа нового времени, как «Пропилеи Смольного». Он же один из авторов памятника Ленину у Финляндского вокзала.

Фоном выставки были поистине драматические события. Шла Русско-японская война (выставка устраивалась «в пользу вдов и сирот павших в бою воинов»), был самый разгар первой русской революции. И герои выставки – «птенцы гнезда Петрова», «елизаветинские красавицы», «екатерининские вельможи» как будто бы с изумлением взирали на то, что происходило вокруг...


КСТАТИ

Значительная часть полотен, особенно из тех, которые вернулись в усадьбы, была утрачена. К счастью, все портреты Таврической выставки были сфотографированы и частично (1087) опубликованы в пятитомном издании «Русские портреты XVIII и XIX столетий» (СПб, 1905 – 1909), инициатором которого стал великий князь Николай Михайлович.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5426) от 27.03.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо
13 Июня 2019

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо

Надписи на сиденье табуретки помогли раскрыть ход истории.

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.