Тысяча богинь
В начале марта 1905 года в Таврическом дворце произошло грандиозное событие – открылась историко-художественная выставка русских портретов. Их было представлено более двух тысяч, созданных на протяжении двухсот лет – с конца XVII по начало XX века.
Выставка была восторженно встречена публикой и удостоена лестных отзывов знатоков изобразительного искусства. Ее называли «живым паркетом русской истории», «безумием великолепия и роскоши», «бездной психического материала». Основу экспозиции составили произведения из царских и великокняжеских дворцов, государственных учреждений, столичных музеев, пригородных дворцов. Но особую полноту и одновременно загадочность выставке придавали портреты, поступившие из многочисленных дворянских усадеб. Были среди них и настоящие шедевры, до сих пор неизвестные публике и специалистам.
Подготовительная работа продолжалась более двух лет. По словам художественного критика Владимира Стасова, чтобы организовать столь масштабное мероприятие, нужны большая энергия, настойчивость и бесконечное терпение. Такими качествами, без сомнения, обладал генеральный комиссар выставки Сергей Дягилев – известный театральный и художественный деятель. Именно благодаря ему выставка получилась такой грандиозной. Достаточно сказать, что большинство «дворянских гнезд» (более 70) Дягилев посетил лично. Участие в подготовке экспозиции знатоков изобразительного искусства Николая Врангеля, Александра Бенуа, Игоря Грабаря позволило свести к минимуму ошибки при атрибуции представленных портретов.
Отдельно следует сказать о роли великого князя Николая Михайловича, историка и коллекционера. Он стал председателем выставочного комитета и убедил Николая II взять выставку под высочайшее покровительство. Николай Михайлович помог получить для выставки Таврический дворец, залы которого позволяли разместить такое количество работ. Портреты сгруппировали по царствованиям, а в каждом царствовании – по художникам, что соответствовало идее выставки как историко-художественной.
Русское портретное искусство предстало во всем своем богатстве и многообразии от парсуны до произведений современников. Впервые воедино были собраны сто произведений Левицкого, почти столько же работ Боровиковского, более пятидесяти Рокотова, а также работы Кипренского, Тропинина, Аргунова, Брюллова, Шубина, Щукина, Крамского и многих других мастеров русского портретного искусства. Наряду с русскими художниками фигурировали и наиболее выдающиеся иностранные портретисты, работавшие в России, например, Рослен, Винтергальтер и др.
Разумеется, представлены были не только шедевры, но и вещи третьестепенные. Однако они позволяли создать целостное впечатление о развитии отечественного портрета за два столетия. Отзывы носили преимущественно эмоциональный характер. Особый восторг вызвали женские портреты. «Тысяча богинь смотрит на нас с небес: тут и Суворов будет побеждать, и Потемкин присоединять Крым, все будут грезить, напрягаться, выходить из сил», – такие восторженные слова в журнале «Весы» оставил художник Николай Ремизов.
Были, впрочем, и другие оценки. Некоторые критики назвали эпоху, в которой творили Левицкий и Боровиковский, «временем пресмыкания», а их искусство «рабским», норовящим «прославлять сильных и богатых».
Не менее значимым, нежели художественный, был общественный эффект выставки. В журнале «Нива» 30 апреля 1905 года отмечалось: «В стенах Таврического дворца созданы в лицах страницы русской народной славы и скорби: тут и Северная война, и бироновщина, и пугачевщина, и «петровские птенцы», и «екатерининские орлы». По замыслу устроителей, посетители должны были полностью погружаться в атмосферу той или иной эпохи.
Выставка была исторической не только по названию и содержанию экспозиции. Она явилась символом уходящей эпохи. По словам Дягилева, это было время, когда «вырубались «вишневые сады» и «культ предков» уже выдыхался». Символично, что посетители восприняли серый цвет последнего выставочного зала как завершение этапа русской истории, который начался при Петре Великом. Кстати, один из оформителей залов архитектор Владимир Щуко впоследствии стал автором такого символа нового времени, как «Пропилеи Смольного». Он же один из авторов памятника Ленину у Финляндского вокзала.
Фоном выставки были поистине драматические события. Шла Русско-японская война (выставка устраивалась «в пользу вдов и сирот павших в бою воинов»), был самый разгар первой русской революции. И герои выставки – «птенцы гнезда Петрова», «елизаветинские красавицы», «екатерининские вельможи» как будто бы с изумлением взирали на то, что происходило вокруг...
КСТАТИ
Значительная часть полотен, особенно из тех, которые вернулись в усадьбы, была утрачена. К счастью, все портреты Таврической выставки были сфотографированы и частично (1087) опубликованы в пятитомном издании «Русские портреты XVIII и XIX столетий» (СПб, 1905 – 1909), инициатором которого стал великий князь Николай Михайлович.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакт
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5426) от 27.03.2015.
Комментарии