Главная городская газета

Тяжба о «Кобзаре»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Судьбу восстания решили в Лесном

Прогулки по городу: Болотная ул., 13 Читать полностью

Театральная оплеуха

Дебютный показ «Маленького Фауста» на сцене Михайловского театра состоялся в самый разгар судебной тяжбы, 12 октября 1869 года. Читать полностью

Партбилет как библия

О чем мечтал и к чему стремился «новый человек» Читать полностью

Двенадцатый

После побега выжить удалось только ему одному Читать полностью

Автограф на стене

Звука выстрела Алексей не расслышал, только почувствовал, как дрогнула под ногами земля и горячая волна швырнула его на дно оврага. Читать полностью

Блокадный конь Васька

C группой выздоравливающих был отправлен для окончательной поправки здоровья «на природу» - Карельский перешеек... Читать полностью
Реклама
Реклама
Тяжба о «Кобзаре» |

Давно уже стали крылатыми пушкинские слова из его «Разговора книгопродавца с поэтом»: «Не продается вдохновенье, // Но можно рукопись продать». Коммерческие отношения между творцами и издателями в России прочно сложились уже в середине XIX века.

И порой приводили к весьма драматическим коллизиям.

Ярким примером стал скандал вокруг публикации «Кобзаря», разразившийся спустя шесть лет после смерти его автора Тараса Шевченко. Не одну публикацию посвятила в ту пору этой теме петербургская газета «Судебный вестник».

Впервые Тарас Шевченко опубликовал «Кобзарь», свой первый сборник стихов на «малороссийском наречии», как говорили тогда, на средства мецената П. И. Мартоса еще в 1840 году. Книга тогда стоила один рубль серебром. После ее выхода Шевченко сразу стал известен как поэт. На следующий год он уже за свой счет издал вторую книгу стихов - «Гайдамаки».

Желая уехать за границу и нуждаясь в деньгах, поэт 8 февраля 1843 года продал права на «Кобзаря» и «Гайдамаков» издателю Ивану Лисенкову «в вечное и потомственное владение» с обязательством, что ни он сам, Шевченко, ни даже никто из его наследников «сего сочинения печатать не имеют права... ежели же оные сочинения без ведома его, Лисенкова, напечатаю, то обязан заплатить ему, Лисенкову, тысячу пятьсот рублей серебром неустойки...».

Иван Тимофеевич Лисенков, купец 2-й гильдии, был влиятельным петербургским книгопродавцем и издателем. В его книжном магазине-салоне, находившемся с 1836 года в Пажеском корпусе, а потом в Гостином дворе «на бельэтаже», собирались известные столичные литераторы. Бытописатель М. И. Пыляев в книге «Замечательные чудаки и оригиналы» отмечал, что «весьма достаточный Лисенков торговал по привычке и для препровождения времени до восьмидесяти лет своей жизни. Он не был скупым человеком и много жертвовал на благотворения...».

Могильный памятник Лисенкова, находящийся в Александро-Невской лавре, украшен со всех сторон изречениями, среди которых есть такое: «Употреби труд, храни мерность - богат будеши. Делай благо бегая зла - спасен будеши»...

Впрочем, полученных денег поэту все равно оказалось недостаточно для поездки за границу, а в 1847 году его арестовали по Кирилло-Мефодиевскому делу. Участников кружка, интересовавшихся развитием украинской народности, обвинили в создании политической организации. За «сочинение возмутительных стихов», обнаруженных при обыске, Шевченко был отправлен на военную службу рядовым в Отдельный Оренбургский корпус. В качестве наказания был наложен и запрет на публикации его произведений.

В 1858 году, вернувшись в Петербург, он больше года добивался снятия этого запрета. Поэту пришлось обращаться напрямую к начальнику III Отделения: «прошу дозволить мне на старости лет иметь кусок насущного хлеба от моих молодых трудов...». А также, помня «обязательства» 1843 года, просить у издателя Лисенкова разрешения напечатать свои стихи, чтобы иметь возможность продавать их на свой счет, с обещанием, что все новые написанные стихи будут переданы тому же Лисенкову. Обе просьбы были удовлетворены, и на деньги мецената П. Ф. Семеренко в 1860 году был издан сборник стихов Шевченко «Кобзарь» с 17 новыми произведениями. Однако в феврале следующего года поэт неожиданно скончался...

А спустя шесть лет два издателя, Дмитрий Кожанчиков и Иван Лисенков, выпустили сборник стихов «Кобзарь». Причем Кожанчиков опубликовал его с произведениями Шевченко, которые не были изданы при его жизни, а Лисенков - переиздание «Кобзаря» 1844 года и «Кобзарь» с параллельным переводом на русский язык. Оба издателя считали себя законными наследниками поэта и не хотели уступать друг другу.

Лисенков, имея письменное «обязательство» Шевченко о передаче ему в собственность «Кобзаря», а также устное заверение поэта, что и все его произведения будут принадлежать ему, в июне 1867 года обратился в петербургский окружной суд. Издатель требовал, чтобы с купца Кожанчикова было взыскано 3750 руб.

Откуда появилась эта сумма? Напомним, в 1843 году Лисенков, покупая у Шевченко восемь стихотворений и поэму «Гайдамаки», оценил их в 1500 руб. серебром, что составляло в перерасчете на ассигнации 3750 руб.

На суде, состоявшемся в октябре того же года, Кожанчиков предъявил свое право на издание «Кобзаря». Он утверждал, что купил его за 600 руб. у наследника Михаила Лазаревского. Это был один из друзей покойного поэта, который в марте 1861 года получил от наследников Шевченко (родных братьев Никиты и Иосифа), живших в Малороссии, заверенную доверенность на ведение их наследственных дел в Петербурге. На основании этого документа Лазаревский 16 марта 1867 года продал за 600 руб. Кожанчикову право издания всех сочинений Шевченко на два года тиражом три тысячи экземпляров.

После долгих прений суд пришел к выводу, что Лисенков не оформил «обязательство» Шевченко у нотариуса «и что объем 8 стихотворений, на которые Лисенков простирает свои права, составляет в сравнении с книгой «Кобзарь», издания Кожанчикова, гораздо менее 1/3 всего сочинения». На этом основании суд признал «иск Лисенкова не заслуживающим уважения». Тот подал апелляционную жалобу в столичную судебную палату, но ее отклонили.

Тогда Лисенков обратился в департамент Правительственного Сената. Там предыдущее решение отменили и дело передали на рассмотрение Московской судебной палаты. В общей сложности дело длилось около десяти лет. Участие в судебных прениях принял даже поэт Н. А. Некрасов: он выступил на стороне Кожанчикова, объяснял, что для понимания стихов Шевченко его творчество нельзя делить на части. Экспертом выступал также известный историк Н. И. Костомаров. В итоге Лисенкову так и не удалось ничего добиться...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook